ВВЕДЕНИЕ  В  ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКУЮ  ФИЛОСОФИЮ

 
 

Это "неформальное" Введение в феноменологию предназначено в первую очередь для людей, до сих пор с ней  незнакомых и, возможно,  слабо представляющих себе, что такое философия и зачем она вообще нужна. Те же, кто уже более или менее свободно ориентируется в философских учениях, могут сразу перейти к академической статье "Феноменология" из нашего Словаря (см. также мою работу "Идея феноменологии" в разделе "Исследования").

 

  Презентация философии. Для сомневающихся

  Краткий очерк истории философских идей (до XX века)

  Что такое феноменология?

  Экскурс в историю Феноменологического движения

 

Презентация философии. Для сомневающихся

Зрелость человека определяется не наличием половых признаков и способностью к зачатию, но уровнем тех вопросов, которые он перед собой ставит и решает в процессе жизни. Ибо Человек по сути своей обретается отнюдь не в животном мире. В существовании животного нет места для вопросов о самом этом существовании. Животное всецело захвачено ситуативными "проблемами" своего бытия и решает их "по мере поступления" в соответствии со своей генетической программой и приобретенными навыками. Поэтому к животному неприменимы в собственном смысле такие категории, как судьба, жизнь и смерть, жизненный план, ценность и моральный выбор. Напротив, почти каждый человек в своем существовании рано или поздно начинает задумываться об этих вещах. Если же он, прожив жизнь, ни разу не подумал об этом, то вполне возможно, что его жизнь качественно не отличалась от существования животного, различаясь, быть может, лишь в количественных показателях, например, по степени комфортности. Слезть с дерева еще не означает стать человеком. Присмотритесь к "людям": как они живут, чем дышат, о чем вожделеют. С самого утра "люди" думают о... том, что они будут есть на завтрак, обед и ужин (у многих эти мысли отнимают почти всю сознательную жизнь); в присутственные часы "людей" беспокоит, главным образом, чтобы к ним относились "по-людски", т.е. с должным почтением к их "маленьким слабостям" и сочувствием к их умеренному эгоизму; умение завязать непринужденный разговор "о погоде" ценится превыше всего, а подлинный талант проявляется в пересудах о привычках начальника или о новых колготках его секретарши; больше всего "люди" хотят, чтобы у них было все "как у людей". Они не догадываются, что все это у них уже есть. Вопрос в том, хотите ли Вы быть "как люди" или самим собой? Ведь человек - это уникальное существо, способное вырваться из круга повседневности, переступить за рамки своих обыденных дел, чтобы возвыситься до понимания своей жизни в целом и своего места в мире. Чаще всего такой прорыв достигается отнюдь не из праздного любопытства, а вследствие событий, разрывающих собой размеренное течение повседневной жизни. Посреди обыденности с нами или с ближними вдруг случается нечто такое, что не может быть понято исходя из обыденных представлений, и, вместе с тем, не может быть просто оставлено без ответа. Так, в детстве ребенок, впервые сталкиваясь со смертью другого человека, сталкивается тем самым со своей смертностью, одновременно получая первое представление о целостности жизни как таковой. Постепенно Жизнь начинает приобретать осязаемые черты разлитости во времени: от Нового года до следующего Нового года, от дня рождения до следующего дня рождения, от детства и юности к старости, незаметно сливаясь в единую временность человеческого бытия, пронизывающую собой каждое мгновение. С самого рождения мы попадаем в "общество", первыми представителями которого становятся наши родители и родственники, воспитатели и учителя, друзья и знакомые. Здесь мы получаем свои первые уроки того, что такое "хорошо и плохо", "прилично и неприлично", "правильно и неправильно". По мере накопления жизненного опыта мы обнаруживаем, что "хорошо" и "плохо" не для всех и не всегда обозначают одно и то же, что в чужеродной среде эти, казалось бы незыблемые, "принсипы" запросто меняются местами. И самое главное: у оппонентов есть куча убедительных оснований и резонов для этого. Столкнувшись однажды "лицом к лицу" с подобной проблемой, мы уже не можем уклониться от ее разрешения для себя. Вот это, в частности, и  приводит к постановке вопросов, которые называются "вечными" или философскими, как, например: что такое "хорошо" и что такое "плохо" сами по себе, что такое человек и в чем состоит смысл человеческой жизни, что представляет собой мир, в котором я живу? В свою очередь, эти вопросы порождают другие, не менее значимые: как я могу нечто знать и достоверно познавать, что такое общество и культура, наука, религия и искусство?.. Все эти, возможно, банальные вещи проговорены здесь с единственной целью наглядно показать, что философские вопросы вовсе не являются надуманными абстракциями, возникающими в воспаленных умах, но требуются самой жизнью, и человек задается ими постольку, поскольку является Человеком.

 

Краткий очерк истории философских идей

Итак, философия призвана обратить человека к своей собственной сути. И не в пример другим обращениям, "философское обращение" должно принести ему подлинное освобождение от всех наивно воспринятых догматов и предубеждений для бытия самим собой. Философия, в том виде, в котором мы ее знаем, зародилась в Древней Греции более двух с половиной тысяч лет назад. С тех пор регулярно появлялись предсказания ее скорой кончины. Сначала - в очищающем огне инквизиции, затем - под ударами победоносного шествия науки, а сегодня - просто от старости и всеобщего упадка. Но эти слухи явно преувеличены. Перефразируя французского философа Мерло-Понти, возьму на себя смелость утверждать, что философии еще многое предстоит: в озарениях мысли прошлого мы видим лишь слабый отблеск того, какой она может быть. Если взглянуть на историю философии под углом зрения сущности, то она предстанет перед нами как история рождения, развития и противоборства идей - ответов на те вопросы, о которых у нас шла речь. Конечно, эти идеи - плоды определенной эпохи и принадлежат вполне конкретным личностям (первооткрывателям, создателям, приверженцам), но все же в контексте "вечной философии" они могут иметь и самостоятельное звучание.

Согласно преданию, термин "философия" (в переводе с греческого означает "любовь к мудрости") ввел в обиход всем известный со школьной скамьи древнегреческий мудрец и математик Пифагор. Ранних греческих натурфилософов занимали, главным образом, вопросы устройства мира, природы. Они трактовали о земных и небесных телах, пытались объяснить сложные вещества исходя из простых элементов, нередко участвовали в государственной и общественной жизни древнегреческих городов (полисов). В то же время в Греции промышляли платные "учителя мудрости" - софисты, которые брались за деньги обучить любого премудростям практического поведения в обществе и натурфилософии. Это были настоящие виртуозы плетения словес и завсегдатаи диспутов по любым вопросам. Между тем, настоящую революцию в философии совершает Сократ (~469 - 399 до н.э.), переориентируя философскую мысль с природы на человека. Говорят, когда дельфийский оракул признал Сократа "мудрейшим из людей", тот воскликнул: "Я всю жизнь утверждал, что знаю только то, что ничего не знаю - неужели другие не знают даже этого?!"  Сократ учил, что высшая добродетель есть знание, истинное знание и благо нераздельны: чтобы стремиться к благу, нужно, по крайней мере, точно знать в чем оно состоит. Сократ не писал неподъемных "трудов", он вообще ничего не писал, его "труды и дни" проходили в оживленных диалогах, подчас перемежаемых тостами, в процессе которых  знаменитый афинец при помощи своего не менее знаменитого "повивального искусства" ("майевтики") помогал согражданам рождать знания. Греки уже тогда смутно чувствовали революционность сократовского учения, и, поскольку сам Сократ был ярым воплощением своего учения, умертвили его "от греха подальше". Сегодня мало кто помнит судей Сократа, но сам он навсегда остался на скрижалях философии как ее "краеугольный камень", точка отсчета всей "европейской" философии.

Дело Сократа было подхвачено Платоном (427 - 347? до н.э.) и его школой - Академией. Платонизм представляет собой первое всеобъемлющее философское учение, в котором тщательно разработаны вопросы онтологии (теории бытия), гносеологии (теории познания), методологии и дан целый ряд важнейших указаний по проблемам эстетики, этики, психологии, теории государства и права и мн. др. Несмотря на то что платонизм возник 15 столетий назад, его приверженцы и сегодня занимают философские (и не только) кафедры, государственные посты и просто ходят по улицам между нами, сами о том не подозревая. Согласно платоновским воззрениям, истинное бытие имеет идеальный характер. Мир идей вечен и неизменен, он постигается не чувствами, но умом при помощи своеобразного диалектического восхождения от частных к более общим предметам. То же, что мы ежечасно наблюдаем (при помощи органов чувств) в качестве постоянно изменяющихся вещей, -  лишь проявления бытия (феномены), стремящиеся уподобиться своим образцам из идеального мира, но в силу отягощенности материей никогда им до конца  не соответствующие. Таким образом, привычный современным стихийным материалистам мир переворачивается в своем основании. Причем, Платон так круто переворачивает мир не "с кондачка" , а располагая весьма серьезными аргументами. Почитайте Платона: этому "допотопному" старцу вполне по силам поколебать вашу супертехнологичную и прагматичную веру 21 века.

Крупнейшим систематизатором древнегреческой философии стал ученик Платона и учитель Александра Македонского Аристотель (384 - 322 до н.э). Просто диву даешься, когда видишь, сколькие отрасли знания были впервые систематически разработаны этим человеком. Помимо философии, его исследования положили начало и на века  стали непререкаемым каноном в логике, психологии, физике, биологии, поэтическом искусстве и других дисциплинах. Правда, есть мнение, что изданное под маркой "Аристотель" принадлежит так же перу учеников его школы - Ликея. В своей Метафизике (впоследствии - синоним "философии") Аристотель решил определенным образом скорректировать идеализм учителя ("Платон мне друг, но истина дороже"), установив своеобразный "паритет" идеальной (в терминологии Аристотеля - формальной) и материальной причин, спустив тем самым философию с небес на землю.

Платонизм и аристотелизм оказались благодатной почвой для расцвета средневековой схоластики, тесно связанной с распространением и укреплением христианства. В это время на первый план выходят теологические вопросы: доказательство бытия Бога, оправдание его как всеблагого и справедливого Творца, попытки проникнуть в "потустороннюю" природу Божества, пересмотр в свете христианства устройства мироздания и положения человека, вопросы веры и морали.

17 век, с которого принято вести отсчет философии Нового времени, был ознаменован рождением влиятельнейших философских течений - эмпиризма и рационализма. Объединяет эти парадигмы мышления  то, что они возникли на фоне великих открытий и стремительного научно-технического развития, в обстановке падения доселе непререкаемого авторитета церкви и возрождения античных идеалов гуманизма и свободного творчества. Еще одной характерной чертой данных учений является преобладающий интерес к проблемам познания: мыслители, освобождающиеся от схоластических пеленок и патронажа святых отцов, пытаются делать первые шаги в самостоятельном освоении мира.

Основателем рационализма является французский философ Рене Декарт (латинизированное имя - Картезий, 1596 - 1650). Он был весьма разносторонним исследователем и оставил заметный след не только в философии, но и в математике, физике и физиологии. Рационалистический метод познания, разработанный Декартом, требует исходить из самоочевидных вещей и руководствоваться "естественным светом" разума. Пробиться к изначальным очевидностям непросто. Для этого нужно практиковать методическое сомнение, постепенно отбрасывая все, противоположное чему может быть помыслено. Так Декарт приходит к своей первичной очевидности: "ego cogito ergo sum" ("я мыслю, следовательно, существую"). Поскольку мышление оказывается залогом существования человека,  последний по сути есть "res cogitans" ("мыслящая вещь") или ratio (разум). Правда, это не вся правда: нелегко с первого раза научиться ходить без помочей. Высшим гарантом моего существования является все же не мое мышление, а существование Бога. (Мне тут пришла мысль: к чему же еще, если не к мышлению, может привести метод сомнения, т.е. опять-таки мышления. Мышление есть само для себя ближайшее и при последовательно строгом рассмотрении - самоочевидное.  Декарт безусловно пытался пробиться к достоверности, но может сложиться впечатление, что нам с самого начала подкладывают ответ, хотя и в несколько завуалированном виде, а потом долго кружными путями его ищут, отвлекая внимание... и... о, счастье! - ответ найден. Вот такой фокус. Итак, кое-какие уроки истории нам уже удалось извлечь: метод предопределяет не только инструментарий исследователя, но и круг его возможных результатов. Быть может, кто-то не согласится с моим замечанием. Ну что ж, присылайте опровержения. Для этого, собственно, и создан сайт LebensWelt.) Идеи Декарта стали пищей для ума многих философов, в том числе - основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля.

Английский философ и государственный деятель, занимавший одно время высшие посты в своей стране, лорд Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) провозгласил курс на "Великое восстановление наук". Его интересовали преимущественно науки естественные, способные дать осязаемые результаты для прироста знаний и прогресса человечества. В соответствии с этим замыслом Бэкон разработал научную методологию эмпирического (т.е. опирающегося на опыт наблюдений и экспериментов) познания. Метод Бэкона основывается на принципе индукции и противопоставляется дедуктивной методологии (логике) Аристотеля. Дедуктивные умозаключения обладают абсолютной истинностью, но достигается это за счет того, что они суть тавтологии, выявляющие лишь то, что с самого начала было заложено в посылках. Для прироста знания необходимо, чтобы наши умозаключения строились на основе опыта, т.е. на некоторых эмпирических фактах. Индуктивная логика Бэкона позволяет переходить от единичных эмпирических явлений к широким обобщениям и устанавливать тем самым общие законы. Однако индукция, в силу самой своей природы, не может гарантировать абсолютную достоверность своих умозаключений (чтобы этого достичь, нужно было бы проверить закон на всех без исключения объектах и событиях, в отношении которых он установлен, что, как вы сами прекрасно понимаете, зачастую просто невозможно). Бэкон многое сделал, дабы путем специальных методик наблюдения и эксперимента максимально повысить степень этой достоверности, и все же мы не должны забывать, что все естественнонаучные законы являются результатами индукции и по сему имеют лишь вероятностный характер. (А Вы думали иначе? Теперь Вы будете думать правильно :-))

Помимо Бэкона, Британия является родиной таких философов как Локк, Беркли и Юм, идеи которых также необходимо учитывать при изучении феноменологии.

 Джон Локк (1632 - 1704), которого считают отцом либерализма, был так же как и Бэкон близок сильным мира сего и занимал ответственные государственные должности. Он отверг картезианскую теорию "врожденных идей", полагая, что все наши знания проистекают из опыта, а разум сам по себе есть "tabula rasa" ("чистая доска" для записи опыта). Опыт бывает внешним, основанным на чувственном познании и внутренним, базирующимся на рефлексии души над своей деятельностью. Исходя из этого Локк предложил свою теорию образования общих идей, согласно которой абстрактные идеи производятся в душе посредством ассоциации "простых идей", данных нам во внешнем опыте. Впоследствии эта теория неоднократно критиковалась, в том числе Гуссерлем.

Епископ Джордж Беркли (1685 - 1753) утверждал, что внешний мир не существует независимо от наших восприятий и мышления, т.е., по Беркли, "существовать означает быть [кем-то] воспринимаемым" ("esse est percipi"). Быть может, сам того не ожидая, Беркли дал повод не только многочисленным злобным выпадам в свой адрес ("видите ли существование внешнего мира для него не очевидно"), но и подтолкнул мысль будущего задуматься над серьезной проблемой: каким образом мы можем строго судить о том, что находится "вне" нас.

Шотландский ученый и философ Дэвид Юм (1711 - 1776), выступая наследником сенсуалистической (т.е. основанной на опыте ощущений) парадигмы Локка и Беркли, детально разработал скептическую позицию. Он признал проблематичным не только существование материальной субстанции (вслед за Беркли), но и духовной, рассматривая душу как "связку (пучок) различных восприятий" без единого центра. Юм усомнился в понятии объективной причинности, считая идею необходимой связи между двумя событиями недоказуемой и основанной лишь на нашей привычке связывать события в последовательности и ожидать проявлений этих связей в будущем. Таким образом, Юм говорит нам: вы часто наблюдаете в жизни определенные последовательности событий, но не реально существующую связь между ними, эта связь находится не между вещами, но у вас в голове, будучи вашей привычкой так видеть вещи.

В контексте истории философских идей, оказавших влияние на становление феноменологии, нельзя не упомянуть о философии Готфрида Вильгельма Лейбница (1646 - 1716). Немецкий мыслитель, являвшийся одновременно одним из отцов дифференциального и интегрального исчислений, вознамерился придать философским исследованиям научную точность, переведя их на язык математики. Лейбниц верил, что придет то время, когда философы вместо жарких споров просто сядут (типа, за компьютер) и "подсчитают" истину. По Лейбницу, мир состоит из простых (неделимых) субстанций - монад, лишенных возможности воздействовать друг на друга и испытывать такое воздействие, но адекватно сосуществующих благодаря царствующей в мире "предустановленной гармонии". Лейбниц придерживался весьма оптимистического мировоззрения, полагая, что существующий мир является "наилучшим из возможных миров". К этому тезису ученого привела научная логика, круто замешанная на христианских догматах: всеблагой и всесильный Творец попросту не мог создать "плохого" мира.

 Скепсис Юма "пробудил от догматического сна" критическую философию великого немецкого мыслителя Иммануила Канта (1724 - 1804), которого мы вполне можем считать своим соотечественником, поскольку он родился, прожил всю жизнь и похоронен в Кёнигсберге (ныне - Калининград). Содеянное Кантом на поприще философии огромно и не может быть даже контурно отражено в нашем кратком очерке. По революционности и многогранности своих идей, их глубине и обоснованности Кант может сравниться разве что с Платоном. Основные интересы Канта сосредоточены вокруг вопроса о возможности строгого научного познания. Кант не сомневается в том, что такое познание возможно, прирост знаний в науках налицо, его вопрос: Как это возможно? Вскрывая условия возможности научного познания, Кант в своей "Критике чистого разума" (1781) совершает настоящий "коперниканский поворот" в метафизике. Выводы Канта во многом разрушают традиционные философские и наши обыденные представления, отсюда и проистекает известная сложность понимания кантовского учения. Пространство и время, которые мы по привычке разумеем в качестве независимых от нас (т.е. объективных) сущностей, по Канту оказываются необходимыми формами чувственности самого субъекта, благодаря которым, собственно, и возможен наш внешний и внутренний опыт. Все вещи, которые могут стать предметом нашего опыта, необходимо являются в формах пространства и времени. Что же есть вещи "сами по себе", т. е. вне наших форм чувственности, мы знать не можем. ("Критицизм" кантовской философии состоит как раз в том, чтобы установить границы достоверного познания.) Таким образом, в чувственном познании нам доступен лишь феноменальный, но не ноуменальный мир вещей. Посредством чувственности вещи (феномены) нам даются, но познаются они при помощи суждений рассудка. Все доступное нам в опыте мы способны осмыслить лишь в понятиях (например, единого или многого, реального или возможного, необходимого или случайного, причины или следствия). Кант выделяет "элементарные понятия", или категории, которые являются необходимым условием мыслимости вещей и их отношений. Оказывается, что эти понятия принадлежат опять-таки не самим вещам, но нашему рассудку. Таким образом, в самом грубом приближении "коперниканский поворот" Канта состоит в следующем: познаваемые нами законы природы "предопределяются" законами нашего разума. (Для более подробного знакомства с философией Канта смотрите, например, статью В.В.Васильева "Кант" в "Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия 2001".)

И. Кант считается родоначальником "немецкой классической философии", к которой также относят учения Фихте, Шеллинга и Гегеля. Эти мыслители, как и последующие "неокантианцы", во многом отталкивались от идей Канта, уходя от него все дальше и дальше...

"Наукоучение" Иоганна Готлиба Фихте (1762 - 1814) исходит из идеи философии как абсолютной науки, составляющей основание всех частных наук. Такое наукоучение должно быть построено на незыблемых основоположениях, первым из которых Фихте считает принцип самосознания "Я есть Я". В поздний период своего творчества Фихте предпринимает попытку вполне  "феноменологического" (а не "трансцендентально-логического" как у Канта) описания сознания.

Многие философоведы теряются при упоминании Ницше как философа, я же теряюсь при упоминании Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831) в этом качестве. Несомненно, мир ни до, ни после него не знал более грандиозной и прочно сбитой системы мысли. Однако, на мой вкус, философия в этой Системе была не столько "завершена", сколько придушена и дезориентирована. Путем изощреннейших спекуляций Гегель отождествил "все со всем", убедительно показал, как это все во все переходит в едином процессе диалектического развития через противоположности и их "снятие", а затем представил миру свое детище в качестве абсолютной философской науки, надолго отбив у коллег охоту строить философские системы. Сеть логических и языковых мистификаций, опутавшая собой все сущее, стала образцом науки, а сама мистификация (в терминологии Гегеля - спекуляция) ее образцовым методом.

 Вполне закономерно, что такой подход породил  у части философов резкое отторжение и желание в ответ на "объективную логику" "философствовать молотом". Отсюда и возникновение различных alter ego Гегеля как, например, А. Шопенгауэра со своей иррационалистической доктриной и С. Киркегора с экзистенциальной диалектикой личности.

Французский мыслитель Огюст Конт (1798 - 1857) прославился тем, что основал социологию и позитивизм - философское направление, ратующее фактически за упразднение философии и передачу ее полномочий частным наукам. Согласно выдвинутому Контом закону, человечество проходит "три стадии" в процессе своей интеллектуальной эволюции: теологическую, метафизическую и научную ("позитивную"). Узрев приближение последней фазы развития, Конт выступил за разграничение предметов ведения философии и позитивной науки, а так же за устранение из философии метафизических вопросов, т.е. вопросов о последних причинах бытия, не поддающихся опытному разрешению. Все бесплодные умствования должны быть оставлены, философии следует заниматься лишь обобщением и систематизацией результатов частных наук, координировать их усилия.

В преддверии феноменологии я, наступая на горло собственной песне, все же не могу не сказать нескольких слов о знаменитой троице: Карле Марксе (1818 - 1883), Фридрихе Ницше (1844 - 1900) и Зигмунде Фрейде (1856 - 1939). Порой можно услышать мнения, в которых одному из них, либо сразу всем отказывают в принадлежности к философии. Кто бы они там ни были, их влияние на философию огромно. Маркс, Ницше и Фрейд, работая в совершенно различных направлениях и не будучи связанными между собой, поставили под тяжкое подозрение "самостийность" человеческой личности, ее рациональный характер. Примат телесности над рассудком (Ницше), понимание существа человека как совокупности всех общественных отношений (Маркс), вскрытие роли бессознательных побуждений в человеческой жизни (Фрейд). Кроме того, Ницше и Маркс переводят философию из плоскости теоретизирования в плоскость действия. Знаменитый афоризм из марксовых "Тезисов о Фейербахе" гласит: "До сих пор философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы его изменить". Ницше мог бы здесь не согласиться только с одним: изменять нужно не мир, но человека и начать следует с себя - "Человек есть нечто, что должно превзойти".

Таким образом, мы подошли ко времени возникновения феноменологии. История философии на этом, конечно, не заканчивается, история продолжается... К сожалению, мой очерк получился довольно-таки схематичным и неполным, быть может, даже несколько тенденциозным, но для целей первого знакомства с философией он, я надеюсь, вполне пригоден.

 

Что такое феноменология ?

 Феноменология (от греч. "феномен" и "логос" - учение о феноменах/явлениях) - это обозначение философского движения, появившегося в начале 20 века, а также своеобразной практики осмысления, пытающейся проникнуть к истокам человеческого опыта и познания. Феноменологическая практика находит свое применение не только в философии, но и в психологии, психиатрии, социологии, исторических науках, искусствоведении, других дисциплинах. Ее отличительными чертами являются: нацеленность на вскрытие и приведение к непосредственной очевидности тех пластов нашего опыта, которые в обыденной жизни остаются незримыми, зачастую будучи основанием зримых; экспликация и истолкование смыслового содержания этого опыта и его сущностных структур; преимущественно описательный (а не объяснительный, каузальный) характер исследования; наличие определенных методологических правил и принципов организации исследовательской работы.

Девиз феноменологической философии - "К самим вещам!" (нем. Zu den Sachen selbst!) - требует отбросить все концептуальные "очки" и идеализации на пути нашего взгляда на вещи, в определенном смысле забыть школьные уроки естественной и гуманитарной догматики, ориентироваться лишь на опыт непосредственного явления вещей. Понятно, что писать об этом много проще, чем осуществлять: ведь чаще всего мы даже не замечаем, что имеем дело не с самими вещами, а заменяющими их схемами, символами, симулякрами; мы с легкостью переносим свойства артефактов на сами предметы и обратно, очень часто смешивая их. Глядя на мир, мы видим его в свете господствующих естественнонаучных (или каких-либо иных) гипотез и способны заметить в нем лишь то, что укладывается в "прокрустово ложе" таких концепций. Чтобы научиться видеть сами вещи мало "читать" феноменологические тексты, нужно постоянно пытаться практиковать феноменологический метод. Первое, что надлежало бы научится видеть - это свое собственное видение и его детерминанты. Научиться схватывать свой взгляд возможно при помощи рефлективного обращения внимания. Критическое осмысление такого опыта будет способствовать освобождению от бессознательно используемых схем восприятия и мышления.

Экскурс в историю Феноменологического движения

Эдмунд  ГуссерльФеноменологическая философия возникла в Германии. Ее основателем является Эдмунд Гуссерль (Edmund Husserl, 1859 - 1938). В начале своей научной карьеры он изучал математику под руководством Карла Вейерштрасса (Weierstrass, 1815 - 1897), однако под влиянием лекций философа Франца Брентано (Brentano, 1838 - 1917), всерьез увлекся философией, которая и стала для него делом жизни. Математическому мышлению Гуссерля импонировало стремление Брентано превратить философию в строгую науку, кроме того, именно Брентано предоставил первичные идеи такой науки. В своем основном труде - "Психологии с эмпирической точки зрения" (1874) - Брентано вознамерился разработать строгую науку о душе и "на место психологий поставить психологию". Предметом новой науки должны были стать "психические феномены", которые Брентано старательно отличает от феноменов физических, составляющих предметную область естествознания. Главное различие между ними философ усматривает в том, что психические феномены, познаваемые путем самоочевидного "внутреннего восприятия", интенционально содержат в себе какой-либо "объект" в качестве подразумеваемого содержания. Так, в процессе представления (психический феномен) нечто представляется (интенциональное содержание), в любви - любится, в суждении - утверждается или отрицается. Идея интенциональности, восходящая к средневековой философии, стала весьма плодотворной и для развития феноменологии Гуссерля, претерпев, по сравнению с брентановским подходом, существенные изменения.

Феноменология появилась на свет вместе с "Логическими исследованиями" Гуссерля (первый том - 1900, второй - 1901). Нужно сказать, что Гуссерль изначально преследовал цель создания отнюдь не феноменологии - учения, достаточно близкого психологии, - а "чистой логики", "чистота" которой обозначает именно чистоту от всего психологического. Однако в процессе работы над  "чистой логикой" встала задача четко развести идеальную (то бишь, логическую) и реальную (психическую) стороны мышления, а также изучить каждую из сторон в ее своеобразии. Гуссерль, будучи приверженцем строгого хода мысли, был вынужден обратиться к феноменологической пропедевтике (т.е. подготовительной работе) к чистой логике. Постепенно феноменологическая составляющая в учении Гуссерля начинает доминировать и он почти забывает о своем изначальном проекте, полностью погружаясь в пучины открываемого опыта. По сути, почти все из опубликованных при жизни философа работ (после "Логических исследований") являются попытками с различных сторон подойти к феноменологии, и почти все они имеют подзаголовок "Введение в феноменологию". Тем не менее, Гуссерль - не только основатель феноменологии, но и, как справедливо отмечает историк Феноменологического движения Г. Шпигельберг, ее центральная фигура. Именно Гуссерль занимался разработкой "теоретической базы" феноменологии, тогда как многие его последователи зачастую просто использовали (в меру своего понимания) гуссерлевский "инструментарий" для различного рода прикладных исследований. (Более подробно об этапах творческой эволюции Гуссерля смотрите в словарной статье "Феноменология".)

Гуссерль был весьма плодовитым автором и лишь немногая часть его феноменологических разысканий была опубликована при жизни. Можете себе представить, каковы были последние годы жизни еврея Гуссерля в фашистской Германии: члену ряда иностранных академий на родине даже запретили преподавать. После смерти Гуссерля, серьезно опасаясь за судьбу его наследия, Мальвина Гуссерль (жена философа) передала 40 тыс. листов стенографических рукописей Гуссерля пастору Герману Лео ван Бреда, который тайком вывез их в Бельгию и основал знаменитый Архив Гуссерля в Лувене. В 1950 году на основе этого рукописного наследия началось издание собрания сочинений Гуссерля - Гуссерлианы (Husserliana). На сегодняшний день издано более 30 томов.

Далее я попытаюсь вкратце рассказать (или, по крайней мере, упомянуть) об основных представителях Феноменологического движения. Следует сразу оговориться, что отнесение тех или иных фигур к Феноменологическому движению само по себе достаточно условно, ибо это движение - живой исторический процесс, а не организация со строгой структурой и членскими билетами. Впрочем, и здесь имели место организационные формы единства, например, в виде "Ежегодника по философии и феноменологическим исследованиям", ставшего с 1913 г. трибуной феноменологической философии. В состав редколлегии "Ежегодника" входили тогда почти все известные феноменологи во главе с Гуссерлем.

В начале 20 века существовал круг феноменологически мыслящих философов и психологов, которые одновременно с Гуссерлем приходили к феноменологическим идеям через "дескриптивную психологию" Брентано и разработки современных психологов. Один из старших учеников Брентано, бывший одно время наставником Гуссерля, Карл Штумпф (Stumpf, 1848 - 1936) ратовал за "экспериментальную феноменологию" и пытался ее осуществить, исследуя звуковые восприятия. В 1900 году появляется "Феноменология воления" Александра Пфендера (Pfänder, 1870 - 1941), написанная под влиянием идей Брентано и аналитической психологии Теодора Липпса. Помимо Пфендера, из школы Липпса вышел Мориц Гайгер (Geiger, 1880 - 1937), учившийся также у Вундта и Гуссерля. Он известен своими исследованиями чувства эстетического удовольствия и эмпатии. Разносторонними интересами в феноменологии обладал Адольф Райнах (Reinach, 1883 - 1917), сочинения которого недавно стали доступны на русском языке. Пожалуй, наиболее влиятельным представителем ранней феноменологии является Макс Шелер (Scheler, 1874 - 1928). Помимо феноменологии, Шелер внес значительный вклад в становление философской антропологии и аксиологии. Особое внимание Шелер-феноменолог уделял эмоциональной жизни ввиду ее внутренней связи с миром ценностей, этим проблемам посвящена его книга "Сущность и формы симпатии".

Учившийся у Гуссерля польский философ Роман Ингарден (Ingarden, 1893 - 1970) многое сделал для популяризации идей феноменологии в восточной Европе. Его оригинальные феноменологические труды посвящены, главным образом, проблемам эстетики. Сохранилась и издана переписка Гуссерля и Ингардена.

Мартин  ХайдеггерКогда-то Гуссерль утверждал: "Феноменология - это я и Хайдеггер". Действительно, среди всех учеников Гуссерля Мартин Хайдеггер (Heidegger, 1889 - 1976) является самой значительной и самобытной фигурой в феноменологии. Более того, многие исследователи полагают, что по глубине мысли и влиянию на последующую философию Хайдеггеру нет равных в 20 веке. Хотя есть и те, кто считает Хайдеггера, грубо говоря, "непонят(н)ым дураком" или "чародеем" от философии. Многие завистники не преминут злорадно покопаться в 33 годе, когда очарованный национал-социализмом Хайдеггер стал на несколько месяцев ректором Фрайбургского университета (и потом всю жизнь расплачивался за это). NB: Если ты кого-то не понимаешь, в народе бытует два возможных объяснения: 1) он дурак; 2) ты дурак. Почему-то люди предпочитают первое. Однако же вернемся к самим вещам. Мышление Хайдеггера не укладывается "без остатка" в рамки как гуссерлевской феноменологии, так и феноменологии вообще. Но и здесь Хайдеггер не довольствовался ролью "последователя", простого (или даже критического) восприемника идей Маэстро. Хайдеггер пытался быть феноменологичнее самого Гуссерля, вскрывая принятые им на веру предубеждения и несоответствия в достижении собственных идеалов. Поздняя феноменология Гуссерля, его учение о "жизненном мире" несут на себе явный отпечаток обратного влияния Хайдеггера и скрытой полемики с ним. Автограф первого листа "Бытия и времени" с эпиграфом и посвящением О трактате Хайдеггера "Бытие и время" (1927, посвящен Гуссерлю) написаны горы философской макулатуры. Это действительно одна из этапных книг философии как таковой. Если хотите сравнение, то я мог бы сравнить ее только с "Критикой чистого разума" Канта. Причем, она также "непонятна", или, вспоминая В.В.Бибихина, "неудобна" для окостеневшего мышления, страшащегося расстаться со своими жупелами. Ибо в Трактате открывается, что по своему существу мы совсем не те, каковыми себе так долго казались. Грубоватой швабской терминологией Хайдеггер пытается живописать здесь настолько тонкие материи, что многие, устав всматриваться в ткань повествования, соблазняются и спешат подытожить: "А король-то голый!" Да, редкий попугай долетит до середины "Бытия и времени". Творчество позднего Хайдеггера (после знаменитого "поворота" 30-х годов) претендует быть отнесенным к поэзии, оно целиком в языке, который, по Хайдеггеру, является "домом бытия". Кроме того, огромная часть наследия Хайдеггера (всего в его полном собрании сочинений более 100 томов) представляет собой интерпретации философов и поэтов: досократиков, Аристотеля, Дунса Скота, Канта, Шеллинга, Гегеля, Ницше, Гёльдерлина, Георге, Тракля и др. Хайдеггера часто относят, против его воли, к основателям экзистенциализма. Что он сам думал по этому поводу вы узнаете, в частности, из нашумевшего в свое время "Письма о гуманизме".

Жан Поль  СартрПодлинным основателем философии экзистенциализма следует признать известнейшего французского философа и писателя Жана Поля Сартра (Sartre, 1905 - 1980), который также принадлежит к Феноменологическому движению. В молодости Сартр учился в Германии и попал под влияние идей Гуссерля. Его ранние философские произведения - "Воображение", "Очерк теории эмоций", "Воображаемое" посвящены проблемам феноменологической психологии и выполнены вполне в духе гуссерлевского "интенционального анализа". Значительное влияние на переход Сартра к экзистенциальной проблематике оказало хайдеггеровское "Бытие и время", мотивы которого явно прослеживаются в фундаментальной книге Сартра "Бытие и ничто" (1943), где разрабатывается "феноменологическая онтология". Отдельного разговора заслуживают политические взгляды Сартра и его литературная деятельность, облекающая в плоть и кровь философские идеи. К сожалению, этим разговорам здесь не место. Отмечу лишь только, что в 1964 году Сартру была присуждена Нобелевская премия, от которой он отказался.

Морис Мерло-ПонтиК экзистенциализму был близок еще один французский философ - представитель феноменологического движения Морис Мерло-Понти (Merleau-Ponty, 1908 - 1961). Его интересы в феноменологии сосредоточены, главным образом, вокруг проблем восприятия, взаимосвязи человека и мира. В своей "Феноменологии восприятия" (1945) Мерло-Понти попытался обосновать восприятие в качестве первичного опыта.

Эмманюэль ЛевинасФранцузский философ Эмманюэль Левинас (Levinas, 1905 - 1995), изучавший феноменологию у Гуссерля и Хайдеггера, стал одним из проводников феноменологических идей во Франции. В его переводе вышли "Картезианские медитации" Гуссерля, опередив публикацию немецкого оригинала. Главными темами творчества Левинаса были проблемы этики и отношения с Другим (см. Интерсубъективность), а также воспринятые у Хайдеггера темы личного и безличного бытия.

Многогранное творчество французского философа Поля Рикёра (Ricoeur, р. 1913) также имеет прямое отношение к феноменологии. Рикер перевел знаменитые "Идеи I" Гуссерля на французский и представил их критический анализ. Результатом его исследований проблематики воли стала двухтомная "Философия воли", где Рикер смещает общую направленность феноменологических штудий с познавательной на практическую сторону жизни, считая волю "интенцией par exellence".

Среди наиактивнейших участников Феноменологического движения должны быть упомянуты Людвиг Ландгребе (Landgrebe) и Ойген Финк (Fink) - ассистенты Гуссерля (а потом - профессора), благодаря самозабвенным усилиям которых до читателей дошли многие произведения основателя феноменологии.

В начале 20 века феноменология активно проникала и в умы российских философов. Этому способствовал существовавший в то время русско-немецкий журнал "Логос", где публиковались феноменологические произведения, в том числе, программная работа Гуссерля "Философия как строгая наука". С приходом Советской власти с феноменологическими интересами было покончено на десятилетия. Наш оригинальный мыслитель и ученик Гуссерля Густав Густавович Шпет (1879 - 1937), через книгу которого ("Явление и смысл") многие узнавали о феноменологии,  погиб в застенках сталинских лагерей.

На американской почве феноменология приобрела весьма причудливое выражение. Пробуждению у американцев интереса к феноменологии во многом способствовала эмиграция части философов из Германии и Австрии в 30-е годы. США стали второй родиной для австрийского философа Альфреда Шюца (Schütz, 1899 - 1959), который разработал на основе идей позднего Гуссерля феноменологическую социологию. Широкое распространение в Америке получила так называемая "реалистическая феноменология" (М. Фарбер и др.), которая, критикуя гуссерлевский "идеализм", попыталась применить феноменологический метод к анализу различного рода реальностей.

Следует отметить, что феноменология оказала большое влияние на развитие психиатрии в 20 веке. Проводниками этого влияния стали, в частности, Карл Ясперс, Людвиг Бинсвангер и Медард Босс.

Вот, пожалуй, и все введение в феноменологию. (Читайте далее: "Идея феноменологии" - систематическое истолкование принципов феноменологии и Феноменологический словарь для разъяснения конкретных понятий.) Я хотел бы искренне поблагодарить всех тех, кто удосужился терпеливо дочитать сей опус до этих благодарственных слов от вашего

Ивана Шкуратова

  

На странице используются иллюстрации, которые принадлежат
 Center for Advanced Research in Phenomenology 
(© CARP, Inc., http://www.phenomenologycenter.org/gallery.htm)

 
     

события | обзоры | семинар | введение | словарь | Гуссерль | Хайдеггер | библиотека | ссылки
интернет-клуб | конференц-зал | гостевая книга | форум | lebenswelt@mail.ru

Copyright © 2001-2002 Иван Шкуратов
Последние изменения внесены 26 марта 2002 г.

Полезные ссылки:



Hosted by uCoz