ИССЛЕДОВАНИЯ

© В. Данилов, Д. Кралечкин, А. Ушаков, 2000

 

 

В. Данилов, Д. Кралечкин, А. Ушаков (Палеонтология)

РАЗМЕР  И  СМЫСЛ

 

1. Редукция к смыслу (например, феноменологическая) хорошо известна: она выполняется путем непрописываемых правил извлечения смыслов. Но можно предложить новый вариант редукции самого смысла. “В вещи больше смысла не потому, что в ней больше смысла, а потому, что она больше”. Несложно заметить, что таким образом смысл оказывается редуцированным (причем даже из самой фразы).

2. Размер – это не смысл, если смысл понимать так, как он понимается. И дело не в том или ином конкретном понимании смысла (через феномен, форму, событие или что-то еще). Размер – это то, что не имеет смысла понимать. Можно ввести общую формулу для размера: всякий x является размером, если для него не имеет смысла y, где y – это любая операция со смыслом.

3. Размер – это особый принцип присутствия. Мелкие вещи – это те, что находятся на грани исчезновения.

4. Раз-мер – это онтологический аналог рас-понимания.

5. Если раньше человек был мерой всех вещей, то кто же станет их размером?

6. Смысл или феномен – это безразмерная вещь. Но чтобы стать таковой необходим процесс притирки, примерки. Когда Хайдеггер описывал разницу между протагоровским “человеком как мерой всех вещей” и картезианским субъектом, он не заметил, что Декарт лишь отошел от того, чтобы все мерить по своей мерке. То есть мерить для себя. Для Протагора же все вещи уже примерены. Возможно, что жизненный мир – это и есть мир вещей, из которого размер уже устранен, скраден. Кажется, что вещи вообще не имеют никакого размера, то есть он им не нужен.

7. Остаточный след действия размера можно видеть на обороте вещи – так размер указывается на специальных справках, прилагаемых к вещи. Например, сапоги 45 размера. Сам размер может быть указан на подошве, то есть так, чтобы его никто не видел, либо вообще в отдельном документе. Размер выступает в качестве странного придатка к вещи, к которой он не имеет никакого отношения. Более того, получается, что размер существует только для того, чтобы его отбросить: ведь не будешь ходить с рубашкой, на которой висит бумажка с ее размером. Главная метафизическая операция – это вовсе не разделение первого и второго, важного и неважного, а отрезание размера.

8. По сути дела только отрезание размера делает из вещей феномен. Или, что в данном случае то же самое, идею. Смысл вещи состоит в самой вещи минус размер. Но само отбрасывание размера может происходить лишь по логике самого размера, а не по логике предвосхищаемого смысла. Иначе говоря, даже самые распрекрасные ботинки могут не подойти по размеру.

9. Главной проблемой теорий, пытающихся выйти к пределу смысловой расстановки (вроде деконструкции) является необходимость обратного хода, объясняющего уже известную метафизическую диспозицию. Возможно, что именно размер заполняет зазор двух уровней смысловой и бессмысленной игры. Так что дело не в грехах “метафизики”, а в размере.

10. Мелкие – самая маргинальная группа, чистый, бессодержательный, то есть тавтологический, маргинализм, и именно потому их никто не защищает.

 

 
 

Вы можете записать свой отзыв в Гостевую книгу или отправить письмо автору

 



Copyright © 2001 Иван Шкуратов
Последние изменения внесены 11 февраля 2002 г.

Hosted by uCoz