ИССЛЕДОВАНИЯ

© Палеонтология, 2002

 

 

Палеонтология  АНТИГЛОБАЛИЗМ

Человек, который продал мир 

 

 

 

Обычно предполагается, что предел экономики дан в системе символических даров. При этом сама экономика может "дароваться", хотя неясно как дары становятся однонаправленными: как, к примеру, Бог может дарить дар без права отдариться. Главная проблема - как экономика может обращаться в дары и обратно, то есть какова система самого этого оборота. 

В то же время есть более радикальный вариант выхода за пределы экономики - продажа мира. Во-первых, продать мир просто некому, то есть мир - это товар без покупателя. Мир - это то, что нарушает логику спроса и предложения. Буржуазный дисбаланс спроса и предложения приводит к перепроизводству. Но в таком буржуазном перепроизводстве всегда подразумевается некоторая эквиваленция двух сторон: то есть в буржуазной экономике предложение - это истина спроса. И наоборот, спрос - это истина предложения. Иная система ценностей была предложена социализмом: спрос и предложение никогда не могут сойтись друг с другом, люди спрашивают то, чего им никто не предлагал. И наоборот, предлагают то, что никто не спрашивал. Для установления такого соответствия - то есть для дарения экономики - необходимо действие Бога. Такая система просто не может быть определена через термины производства, так что воображаемый "крах социалистического производства" в период перестройки лишь обнаружил то, что уже было. Единственный, кто пытался стать в Советском Союзе Богом - это М. С. Горбачев, который стремился ввести систему эквиваленции в советскую экономику, за что его покарали - сначала Форосом, а потом и Беловежской пущей. А потом и того пуще. 

Человек, который продал мир - это самый большевистский коммунист. Он продает то, что никогда не найдет спроса и покупателя, то есть он доводит до конца логику социалистической экономики. Но главное в том, что он не просто продает мир, он его продал. Иначе говоря, предел экономики обнаруживается не тогда, когда покупателя нет (это, так сказать, эмпирический вариант предела), а когда все продается без покупателя. Так и это человек - он все продал: родину, мать, совесть, квартиру. И себя он тоже продал. То есть весь проданный мир попадает в рабское состояние вместе с этим человеком. Единственная проблема, которая не позволяет говорить о восстановлении нормальной (например, галактической экономики) - это отсутствие владельца. (Возможно, что рассматриваемая проблематика сходна с трудностями самоопределения проститутки, которая себя еще никому не успела продать, той, что только-только ступила на панель: неясно может ли она претендовать на участие во всемирном конгрессе проституток) Проданный мир - это всемирный раб, который уже не может претендовать на поиск владельца, то есть такой раб продался еще до всякой возможности быть рабом, раб по природе. (Возможно, что естественнонаучными примерами "проданного мира" являются разные еще неопознанные астрофизические объекты, такие как "красный гигант" [Советский Союз?] или "квазар".) Такая ситуация напоминает перетрусившего раба, который заранее выбыл из гегельянской борьбы за господство: когда ударили в гонг, он просто не пришел на ринг. Интересно, что в таком случае и объявленный победителем господин тоже чувствует себя как-то неловко - он господин, но без права на раба, тот же министр без портфеля. Случай с рабом, который продал себя вне пределов досягаемости господина, задает иной вариант выхода из экономики, отличный от батаевского "суверена", который отказывается от раба. Такой раб - просто подстраховавшийся динозавр, который еще до сообщения решил уйти в подполье. 

Вернуться к списку статей по Антиглобализму >>>

 

 
 

Вы можете обсудить статью на Форуме или отправить письмо авторам

 



Copyright © 2001-2002 Иван Шкуратов
Последние изменения внесены 06 июля 2002 г.

Hosted by uCoz