ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 

 

ФИЛОСОФИЯ  КАК  СТРОГАЯ  НАУКА  – идея, являющаяся лейтмотивом феноменологии Э. Гуссерля, его соратников и последователей. “Строгая наука” – идеал философии, который следует отличать от фактически существующих философий. Гуссерль полагает, что европейская философия с самого своего зарождения в Древней Греции всегда стремилась быть универсальной и аподиктически обосновывающей наукой, но так и не смогла достигнуть идеала подлинной науки. Стремление к научности в философии долгое время смешивалось со стремлением к глубокомысленной мудрости, поэтому необходимо развести эти установки. Идея мудрости варьируется у разных людей и меняется вместе со временем. Идея же науки “сверхвременна” и общезначима, ибо под наукой a priori понимаются “абсолютные и вневременные ценности”. “Миросозерцания могут спориться; только наука может решать”,— отмечает Гуссерль.

Историческая задача философии и смысл исследуемых ею вопросов требуют, чтобы философия была высшей и самой строгой из наук. В самом деле, потребность в аподиктическом разрешении философских проблем – это не экзальтированная амбиция отвлеченных умов, а “крайняя жизненная нужда”, “жизненный вопрос”, если только мы верно понимаем истинный смысл этих проблем. Вопрос о возможности рационального руководства своей жизнью в соответствии с почерпнутыми из абсолютно достоверных источников значимостями поистине есть кардинальный вопрос для человека как разумного существа. Философские вопросы предшествуют любым частнонаучным интересам, подлинное значение которых сущностно зависит от окончательного прояснения основ бытия. Таким образом, философская наука постигается как универсальная и вместе с тем автономная система знаний, возведенная на абсолютном основании.

Предельный радикализм, образующий существо философской задачи, требует от философа, выступающего в качестве “функционера всего человечества”, радикального и критического самоосмысления, предельной личной ответственности. Ни одно готовое мнение, ни одна традиция не должны приниматься как само-собой-разумеющиеся; “ни одно направление исследования, ни одна частная истина не должны изолироваться и абсолютизироваться”. Необходимо помнить, что весь способ мышления может быть основан на роковых предрассудках, что существуют псевдонаучные философские конструкции, выдающие изощренные спекулятивные построения за “строгую науку”, искажая при этом смысл научной философии.

Философская научность также принципиально отлична от той научности, которую исповедуют естествознание и позитивная наука вообще. Конечно, абсолютная ценность всякой науки – установка на объективное познание истины. Философия как наука не может быть проповедью чьего-то, пусть даже очень авторитетного, мнения, не может она быть и чьей-то “точкой зрения”, выражением личностного, классового, этнического или любого другого особого мировоззрения. Но в отличие от позитивной науки философская наука требует исходить из радикальной беспредпосылочности. Беспредпосылочность означает отказ принимать на веру какие бы то ни было положения, недоступные опыту очевидности и неудостоверенные им, какими бы самопонятными эти положения не казались. Сама того не ведая, позитивная наука опирается на “метафизические предпосылки”, прежде всего на предпосылку непосредственной данности мира в так называемом “объективном опыте”. Проникая вслед за Гуссерлем в смысл опыта, мы обнаруживаем, что “объективный опыт” всегда уже опосредован латентно протекающим имманентным опытом сознания. Гуссерлевское положение о первичности опыта сознания может быть оспорено, но бесспорно другое: последовательно строгому исследованию необходимо прежде всего обратиться к изучению первичного опыта. Тем самым мы получим возможность возвратиться “к самим вещам” в их непосредственной самоданности (см. феномен).

Наконец, научность исследования напрямую зависит от научности применяемых в нем методов. Истинный метод должен вытекать из природы подлежащих исследованию предметов, а не из наших заранее составленных представлений.

Гуссерль руководствовался идеалом философии как строгой науки при создании феноменологии, развитие которой показало, однако, что аподиктическая рациональность есть бесконечная задача, неподдающаяся окончательной реализации. Невозможность, будучи радикально ответственным философом, отказаться от идеала абсолютной философии и неспособность выработать философию в универсальную науку порождают, по выражению Гуссерля, “мучительное экзистенциальное противоречие”.

Литература: Гуссерль Э. Философия как строгая наука (сборник). Новочеркасск, 1994; Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Э. Гуссерля // “Вопросы философии”. М., 1992, № 7; Какабадзе З.М. Проблема “экзистенциального кризиса” и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля. Тбилиси, 1966; Свасьян К.А. Феноменологическое познание: пропедевтика и критика. Ереван, 1987.

Шкуратов И.Н.

 

 
 

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 



Copyright © 2001 Иван Шкуратов
Последние изменения внесены 11 февраля 2002 г.

Полезные ссылки:

Hosted by uCoz