ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ  УСТАНОВКА  – самонаправленность сознания в процессе феноменологического исследования. Гуссерль считает феноменологическую установку “позицией” подлинного философствования и использует для ее обозначения такие определения, как “подлинно теоретическая”, “трансцендентальная”, “критическая” и т.п. Переход к феноменологической установке осуществляется за счет “выведения из игры” в эпохе нашей естественной установки.

Специфика новой установки состоит в “противоестественном” направлении внимания. Вместо предметов, ценностей, эмоций, желаний и т.д., мы рассматриваем тот субъективный опыт, в котором они “являются” в качестве феноменов, т.е. мы “направляем наш интерес на модус “Как” работы сознания”. А это значит, что вместо привычного “растворения” в актах сознания, в которых мы созерцаем и мыслим нечто существующим в соответствии с его смыслом, “мы должны, напротив, “рефлектировать”, т.е. сделать предметами сами акты”, именно они “должны стать теперь объектами схватывания и теоретического полагания; мы должны их рассмотреть в новых актах созерцания и мышления, описывать, анализировать их в соответствии с их сущностью” (Гуссерль, “Логические исследования”). Конечно, акты второго уровня (акты рефлексии) не воспроизводят первичные переживания и тем самым модифицируют их, но рефлексия позволяет рассмотреть и истолковать эти переживания, вскрывая внутреннюю “жизнь” сознания, до сих пор протекавшую латентно.

Совершая феноменологическую рефлексию, мы совершаем эпохе т.е. “не участвуем” в полагании бытия переживаемого, занимая “позицию” “незаинтересованного зрителя” по отношению к собственным психическим переживаниям. Такое “не-участие” достигается за счет, так сказать, “расщепления” Я в процессе феноменологической рефлексии. Первичное переживание, конечно же не лишается полагания бытия того, что в нем переживается (так воспринимаемый дом переживается именно как налично существующий) и Я, к которому отнесено это переживание, оказывается погруженным в опыт “мирского” и заинтересованным в нем, но в акте рефлексии над “вжитым” в мир Я утверждается Я феноменологическое (см. феноменологическое Ego), в качестве незаинтересованного зрителя созерцающее жизнь первого.

Литература: Гуссерль Э. Логические исследования. Том 2: Введение // Логос № 9, М., 1997; Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Том I. Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999; Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998.

Шкуратов И.Н.

 

 
 

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 



Copyright © 2001 Иван Шкуратов
Последние изменения внесены 11 февраля 2002 г.

Полезные ссылки:

Hosted by uCoz