ИССЛЕДОВАНИЯ

© Д.Кралечкин, А.Ушаков, 2001

 

Д. Кралечкин, А. Ушаков "EuroOntology", М., 2001 

Д. Кралечкин, А. Ушаков

EuroOntology

 

Издательство "Прометей", Москва 2001

 

 

История европейской философии, вопреки известному утверждению К. Маркса, доказывает, что любое "объяснение" или интерпретация мира говорит не только и не столько о том, какой он есть, а о том, каким он должен быть, чтобы быть. Такой способ рассуждения - радикально отличный от научного описания - и был назван философией, а затем и онтологией. Греческая методология представляется поэтому не в умении созерцать истинно-сущее, а в самом способе разметки, прокладывания дороги к тому истинно-сущему, которое ориентирует весь смысл "бытия". В онтологии все, что может быть, существует в силу своего "придорожного" положения, большей или меньшей близости к путям философского сообщения. Эти пути-дороги все больше и больше напоминают тот камень, который указывал путь в русских сказках - он существует изначально, а дороги, на которые он указывает, расходятся во все стороны, не оставляя никаких промежутков. Они делят все что есть между собой, так что путнику нет пути назад. Пойти назад для него - это уже значит подпасть под действие философского (сказочного) камня, выполнить его предписания, а не отказаться от них. Как в сказке, так и в философии, не существует никакого "зада", никакого обратного хода обобщенной трансцендентальной логики онтологического движения.

Сделать шаг назад невозможно, как невозможно дойти до сказочного камня и повернуть обратно, раздумать. Но это и неизбежно, когда в сети "железных" - твердых и устойчивых - онтологических дорог обнаруживаются некие промежутки, неучтенные задержки самого движения, запасные пути и тупики. Предмет EuroOntology - не столько хайдеггеровское Kehre онтологии, отход туда, где мы уже были, сколько возвращение к тому, для чего НЕТ МЕСТА - так же как "нет мест" в удобных философских ТРАНСэкспрессах. В EuroOntology продвигаться по железнодорожному полотну приходится не совсем верным способом - идя по шпалам, а не по рельсам. Так ее персонажами оказываются те, кто не попал на философский поезд, - превращенный в жука Samsa, мастер голода из рассказа Кафки, космический путешественник и специалист по экзистенциальному опыту Марвин Флинн, неспособный произвести функциональное переопределение das Man, кантовское "существо закона", уснувший в печи Декарт и многие, многие другие. Все они - "зайцы" онтологических путей сообщения, отлавливаемые и уничтожаемые настойчивыми кондукторами-философами.

Формально говоря, EuroOntology рассматривает невозможность предельного обобщения трансцендентальной логики, обобщения, которое в 20 веке обратилось к многочисленным онтологическим маргиналиям - от движения и становления до симулякров и письма. Согласно заключению EuroOntology, самая радикальная деструкция европейской онтологии до сих пор пыталась реализовать прежние методологические постулаты при посредстве некоего нового материала, стремилась завести старый локомотив на новом - возможно, ядерном - топливе. В противовес этой стратегии, EuroOntology обращается к самой экономии онтологического проекта европейской философии, обнаруживая его постоянное продуктивное удвоение в folk philosophy, локальность которой выглядит чистой невозможностью по отношению к трансцендентальному пространству или, говоря в терминах Хайдеггера, к Zeit-Raum-Spiel самого бытия.

Но EuroOntology не начинает с этих общих положений или метафор и не заканчивает ими. Ее поле по необходимости слагается из многих мест, которые не образуют какой-то замкнутой и легко узнаваемой фигуры. В таких местах ставятся вопросы, имеющие, казалось бы, более чем частное значение. Например, как можно уточнить содержание "ментального" по отношению к нейрофизиологическим моделям? Как трансцендентальное заблуждение погружается в трансцендентальный механизм? Чем das Man хуже Dasein'а? Почему бытие имеет функциональную структуру? Как найти потерянное, если в мире ничего не теряется? Откуда приходит и куда уходит сила? Почему Декарт был так уверен в своем демоне? Как время может засмеяться? Все эти вопросы не вписываются в какой бы то ни было из устойчивых топиков современной философии - будь он феноменологическим, поструктуралистским, когнитивистским или аналитическим, они не являются и их "общим местом". Скорее, такие вопросы позволяют показать не "общее", а "больное" место каждого дискурса, обнаружить его рабочую часть и ее собственную безработицу, в окрестности которой только и может осуществляться философская работа.

P.S. Через год после выхода в свет EuroOntology получила диплом I степени на конкурсе работ молодых ученых МГУ. Конкурс таков, что для философских работ выиграть первый приз почти невозможно - приоритет, естественно, за точными науками, уже затем идет история и филология. Философия же в силу своей "противоестественности" вообще обычно выбивается из списка, тем более, что после разрушения стандартов советской философии никто не брался оценивать действительно оригинальные исследования. Возможно, что сейчас ситуация изменится - вопреки мнению иных представителей "философских элит", которые, отмежевавшись от академической среды, взяли на грудь задачу по возрождению отечественной философии, но, не справившись, "ответственно" заявили, что такая задача неосуществима.

Вы можете ознакомиться с извлечениями из EuroOntology:
 
1. Узловой момент
2. KI и отрицание: практический интеллект
3. Экономия времени
4. EuroOntology: спать и видеть
5. Заводной Декарт
6. Заключение

 

 
 

Вы можете обсудить книгу на Форуме или отправить письмо авторам

 



Copyright © 2001 Иван Шкуратов
Последние изменения внесены 01 декабря 2002 г.

Hosted by uCoz