ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 

 

ГОРИЗОНТ – термин-метафора, в феноменологии Э. Гуссерля обозначающий существенное свойство всякого интенционального переживания (см. интенциональность), а именно, необходимо сопровождающее его предначертанное “поле” подразумеваемых переживаний. Хотя горизонт и указывает на некие границы актуального опыта, он вместе с тем является бесконечно открытым, т.к. передвигается вместе с протеканием переживания, постоянно отсылая к новым потенциальностям сознания, принадлежащим самому этому переживанию. При помощи горизонтных структур осуществляется связность потока сознания. Конституируемый сознанием смысл (см. конституирование) никогда не представлен в готовом виде и проясняется только в ходе истолкования горизонтов.

В феноменологии Гуссерля речь идет о временных горизонтах (см. структура времени феноменологическая), которые наделяются статусом исходных, и о горизонтах перцептуального поля. Восприятие любой вещи всегда происходит во внутреннем и внешнем горизонтах. Внутренний горизонт вещи – это круг подразумеваемых, но еще не раскрытых ее определений, круг “определимых неопределенностей”. “Позади” внутреннего горизонта разворачивается внешний горизонт вещи, образуемый со-присутствием других вещей. Все частные горизонты органически сливаются в единый тотальный горизонт, который мы именуем “миром”.

В фундаментальной онтологии М. Хайдеггера речь идет прежде всего о “бытийном горизонте”, т.е. о предначертанном самой постановкой вопроса о бытии поле понимания и истолкования смысла бытия. Время в качестве трансцендентального горизонта вопроса о бытии проявляется в ходе истолкования смысла бытия понимающего в своем бытии сущего (т.е. человеческого присутствия, Dasein) как временности. В свою очередь временность разъясняется как единство экстатичных горионтных структур настающего, бывшести и настоящего. Горизонтное устройство временности оказывается, согласно Хайдеггеру, экзистенциально-временным условием возможности мира.

В герменевтике Х. Г. Гадамера понятие горизонта, существенным образом принадлежащее понятию герменевтической ситуации, означает поле зрения, охватывающее все, что может быть увидено из некоторой точки. Историческое понимание, т.е. понимание исторического предания, осуществляется в процессе слияния горизонта настоящего с набрасываемым нами историческим горизонтом прошлого, который сам по себе не является статической и автономной структурой, а всегда уже участвует в качестве предания в формировании горизонта настоящего и изменяется вместе ним. Гадамер употребляет понятие горизонта в смысле, близком хайдеггеровскому, когда говорит о языке как горизонте герменевтической онтологии.

Литература: Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998; Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. Ереван, 1987; Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997; Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.

Шкуратов И.Н.

 

 
 

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 



Copyright © 2001 Иван Шкуратов
Последние изменения внесены 11 февраля 2002 г.

Полезные ссылки:

Hosted by uCoz