ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 

 

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. intentio – стремление, намерение, направленность; нем. Intentionalität), в феноменологии Э. Гуссерля – сущностная структура сознания, характеризующая его “в точном смысле слова”. Феноменология отказывается понимать сознание в виде некой замкнутой в себе “субстанции” с заданным содержанием или без такового. Сознание – это всегда сознание о чем-либо, “сознание о…”. Интенциональность выражает предметную направленность переживаний сознания, его соотнесенность с предметами опыта. Эта соотнесенность сознания и предмета понимается как смыслообразующая, сознание есть не что иное, как смыслообразование.

Уже Ф. Брентано усматривал в интенциональном внутреннем существовании (Inexistenz) предмета сущностную характеристику психических феноменов. Согласно Брентано, любое явление внутреннего опыта, или психический феномен, в отличие от физического, “содержит в себе нечто в качестве объекта, хотя и неодинаковым образом”. Так, в представлении нечто представляется, в желании – желается, в любви – любится и т.д.

Брентановская идея интенциональности получила своеобразное развитие в феноменологии Э. Гуссерля. По сравнению с Брентано, Гуссерль более четко отличает акт переживания сознания от переживаемого в нем содержания, а это последнее от того предмета, на который направлен акт. Сознание может быть направлено как на реально существующие, так и на нереальные образования. Вопрос о действительном существовании предмета не влияет на структуру переживания. Предмет, какого бы он типа не был, никогда не растворяется в сознании, а сознание никогда не покидает пределов своей имманентности. Сознание как многоуровневый синтез актуально осуществляемых и горизонтно подразумеваемых интенциональностей лишь конституирует предмет сообразно его способам данности, т.е. устанавливает его предметный смысл для себя. Со своей стороны, полагаемый актами сознания интенциональный объект не является реальной составной частью этих актов, хотя и образует вместе с ними необходимую корреляцию. Трансцендентальная редукция раскрывает сознание как чистую интенциональность в ее всеобщей структуре: ego – cogito – cogitatum (см. феноменологическое Ego; ноэсис; ноэма).

Понятие интенциональности приобретает своеобразные трактовки в экзистенциализме и аналитической философии, преломляясь сквозь господствующие здесь концепции “прорыва к трансцендентному” (Ж.-П. Сартр) и “речевого акта” (Дж. Серл).

Литература: Брентано Ф. Избранные работы. М., 1996; Husserl E. Logische Untersuchungen. Bd. 2 (Husserliana, 19–20). Den Haag, 1984; Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998; Гайденко П. П. Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденции// Современный экзистенциализм. М., 1966; Searle J. Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind. New York, 1983.

Шкуратов И.Н.

 

 
 

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 



Copyright © 2001 Иван Шкуратов
Последние изменения внесены 11 февраля 2002 г.

Полезные ссылки:

Hosted by uCoz