ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 

 

НОЭСИС (греч. νόησις – мышление) – термин, в феноменологии Э. Гуссерля обозначающий реальную компоненту интенционального переживания (см. интенциональность), образуемую направленными актами сознания – ноэсами (ноэтическими моментами). Используются также латинские эквиваленты греческого термина: “cogitatio” и “cogito”.

Исследование ноэтических структур, т.е. “реальный анализ” переживаний в их собственной сущности предполагает переход к феноменологической установке и применение феноменологического метода. Понятие ноэсиса охватывает все модусы сознания, к каковым относятся: восприятие, воспоминание, фантазия, желание, удовольствие, оценка, решение и т.д. В феноменологическом анализе Гуссерля приоритет имеет восприятие, “дающее саму доподлинность”, показывающее вещь как “она сама”. Вместе с тем ясно, что во всяком восприятии нечто воспринимается, во всяком воспоминании нечто вспоминается, в желании – желается и т.д. Это указывает на сущностную связь ноэсы с ее интенциональным коррелятом – идеальной ноэмой. Каждой конкретной ноэсе принадлежит конкретная полная ноэма, которая сознается в ноэсисе.

Ноэса выступает в роли “морфе” (греч. μορφή – форма), актуализирующей (“одушевляющей”) пассивный материал первичных чувственных данных – “гиле” (греч. ‛ΰλη – необработанный материал), придавая предметный смысл этим данным. Функция смыслообразования является важнейшей функцией ноэсиса, конституирующего предметность сознания. (См. также феноменологическая теория значения.)

Литература: Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Том I. Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999; Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998.

Шкуратов И.Н.

 

 
 

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 



Copyright © 2001 Иван Шкуратов
Последние изменения внесены 11 февраля 2002 г.

Полезные ссылки:

Hosted by uCoz