ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 

 

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ, в широком смысле – общность опыта взаимодействующих субъектов и общезначимость его результатов. Интерсубъективными обыкновенно называют присущие субъектам структуры общности, обеспечивающие возможность взаимопонимания и общезначимости.

В трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля интерсубъективность (“открытая общность монад” (см. феноменологическое Ego)) выступает общей рубрикой для исследования проблем “вчувствования в опыт Чужого” и конституирования общезначимого мира. Целью феноменологии интерсубъективности является не доказательство существования других субъектов и общезначимого мира, а философское прояснение того, как этот мир конституируется в сознании. Таким образом, теория интерсубъективности есть не что иное, как истолкование ее смысла.

Согласно учению Гуссерля, первичным феноменом общезначимого мира и путеводной нитью исследований по интерсубъективности является феномен присутствия-для-меня alter ego (другого Я). Исследование интерсубъективности предполагает, помимо совершения трансцендентальной редукции, проведение особого тематического эпохе в отношении всей интенциональной деятельности, соотнесенной с чужой субъективностью, для того, чтобы проследить как она проявляется исходя из сферы Собственного. Подпочвой сферы Собственного выступает первичная природа, конституируемая в актах моего восприятия мира. Среди тел этой природы я обнаруживаю свое тело в качестве единственно одушевленного, ибо в нем с достоверностью господствует мое Я. Другой, в соответствии со своим смыслом, не может быть дан в моем опыте непосредственно (иначе он был бы лишь моментом моей сущности), поэтому конституирование Другого предполагает “опосредованность интенциональности”. Посредствующим звеном выступает тело Другого, соприсутствующее с моим одушевленным телом в первичной сфере и в силу совпадения сущностного стиля поведения становящееся основой апперцептивного переноса по аналогии (“аппрезентации”) свойств конституирующей активности от моего на другое Я. Другими словами, я проникаю в духовный мир Другого и истолковываю чужой опыт, опираясь на непосредственно данное мне “телесное поведение” Другого, которое приобретает смысл для меня на основании переноса по аналогии тех связей, которые я рефлективно устанавливаю между своими телесными жестами и управляющими ими Я. Гуссерль делает вывод, что Чужое мыслимо лишь как аналог моего Собственного, как его интенциональная модификация. (“Другой в феноменологическом смысле есть модификация моей Самости”.) Способность к модифицируемости заложена в самом трансцендентальном Я, в его “самовременении”. Когда я нечто вспоминаю, то к вспомянутому необходимо принадлежит также (воспринявшее его) прошедшее Я того настоящего Я, которое в данный момент переживает воспоминание, следовательно, “актуальное Я совершает действие, в котором оно конституирует измененный модус самого себя как сущего (в модусе прошлого)”.

Конституирование опыта Другого становится основой перехода от трансцендентального Я через “Ты” к “Мы-все” и почвой для восстановления всех сфер (природной, социально-культурной и т.д.) “утраченного” в эпохе объективного мира в их подлинном значении.

В “Кризисе европейских наук” Гуссерль объявляет предельной основой всех межсубъектных взаимосвязей жизненный мир, предданный и постоянно значимый в качестве всеобщего. Идея обоснования интерсубъективности через жизненный мир оказалась весьма продуктивной и была подхвачена, в частности, в феноменологической социологии.

Литература: Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998; Гуссерль Э. Парижские доклады // Логос, № 2, М., 1991; Husserl E. Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Т. 1–3. (Husserliana, 13–15). Den Haag, 1973; Кубанова О.Ю. Проблема интерсубъективности в “Картезианских размышлениях” Э. Гуссерля // Историко-философский ежегодник ’91. М., 1991; От Я к Другому: сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Минск, 1997; От Я к Другому: проблемы социальной онтологии в постклассической философии. Минск, 1998; Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб., 1998; Вальденфельс Б. Мотив чужого. Минск, 1999.

Шкуратов И.Н.

См. также Словари на Phenomen.Ru - Философия Online

 

 
 

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 



Copyright © 2001 Иван Шкуратов
Последние изменения внесены 11 февраля 2002 г.

Реклама:

Hosted by uCoz