ЕСТЕСТВЕННАЯ УСТАНОВКА, в феноменологии, – обыденная и естественнонаучная ориентация на объективный мир, при которой опыт, опосредуемый сознанием, принимается в качестве непосредственного. Естественная установка называется Гуссерлем также “натуралистической”, “догматической”, “наивно-теоретической” и противопоставляется феноменологической установке, переход к которой осуществляется посредством феноменологического эпохе. Жизнь в естественной установке характеризуется наивной погруженностью в выполнение предметно-направленных актов сознания и отсутствием рефлексии на эти акты. В результате объективный мир со всеми его реальными и ирреальными предметами, связанными объективными закономерностями, выступает универсальной темой всех наших практических и теоретических интересов. Генеральным тезисом естественной установки является непрерывное полагание бытия объективного мира. Как учит феноменология, всякое знание, добытое в естественной установке, не может быть полным и принципиально релятивно, т.к. в этом случае не учитывается основополагающая деятельность сознания, конституирующая то или иное знание. В экзистенциалистской интерпретации противопоставление естественной и феноменологической установок выносится за рамки теоретико-познавательной сферы и превращается в оппозицию собственного и несобственного способов бытия человека. Литература: Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 2. Введение // Логос № 9, М., 1997; Исследование 1 //Логос № 10, М., 1997; Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Том I. Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999. Шкуратов И.Н.
|
||
Полезные ссылки:
|