ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (от греч. φαινόμενον и λόγος – учение о феноменах). Термин “феноменология” впервые встречается в “Новом органоне” (1764) И.Г. Ламберта как название его “учения о видимости”. И. Кант в одном из писем к Ламберту размышляет о “phaenomenologia generalis” как о пропедевтической дисциплине к метафизике. Кроме того, Кант использует этот термин в качестве названия для одной из частей чистого учения о движении в “Метафизических началах естествознания”. В философии И.Г. Фихте феноменология приобретает черты учения о бытии сознания и его фактах. “Феноменология духа” Г.В.Ф. Гегеля – это развертывание диалектического процесса саморазвития духа, процесса, совпадающего с системой его самопознания и восхождения к абсолютному знанию в понятии. Моментами становления здесь выступают формообразования сознания как проявления духа, поэтому феноменология Гегеля представляет собой науку об опыте сознания. Самостоятельную значимость понятие феноменологии приобретает в 20 веке, будучи обозначением одного из ведущих направлений современной философской мысли. Основоположником феноменологической философии и феноменологического движения является Эдмунд Гуссерль (1859-1938), критически развитивший основные идеи “дескриптивной психологии” Ф. Брентано. В процессе своей творческой эволюции Гуссерль испытал также влияние философских концепций Декарта, Лейбница, Юма, Канта, Больцано, Дильтея и др., в той или иной степени ассимилированных феноменологией, которую ее основатель именовал то “неокартезианством”, то “бергсонианством”, то “радикальным позитивизмом”, преодолевая тем самым классические оппозиции рационализма, интуитивизма и эмпиризма. Специфика феноменологии состоит в том, что по своей сути она есть не теоретическая конструкция, но практика особого рода, направленная на раскрытие и осмысление первичного опыта. Овладение феноменологией возможно только в ходе феноменологического исследования. Начало формирования феноменологического учения было положено Гуссерлем в “Логических исследованиях” (1900/01), где феноменология мыслилась как необходимая подготовительная работа к созданию “чистой логики”. Исследованиям по феноменологии и теории познания, содержащимся во втором томе этого фундаментального труда, предшествовала убедительно проведенная в первом томе критика психологизма в логике, основанная на различении реального и идеального аспектов мышления. Данное различение, указывающее на взаимную несводимость реальных актов мышления и полагаемого ими содержания, является базисным для феноменологической работы, задачей которой становится описание специфики обоих аспектов и прояснение смысла связи между ними. (См. феноменологическая теория значения.) При этом феноменологию интересует не фактическая сторона познания, исследуемая психологией и смежными с ней науками, а сущностные, или смысловые, структуры, подлежащие философскому анализу в их всеобщности. Гуссерль пытался воплотить в феноменологии идеал философии как строгой науки, отстаивая в полемике с натурализмом, историцизмом и др. видами релятивизма концепцию аподиктического знания. Радикализм феноменологии заключается в проведении ею принципа беспредпосылочности, в соответствии с которым феноменологический опыт должен быть огражден от любых привносимых извне допущений, какими бы самопонятными они не казались. Все само-собой-разумеющееся, в том числе предпосылки самого феноменологического исследования, подлежат прояснению, приведению к самоочевидности. Согласно феноменологии, только самоочевидный опыт, т. е. опыт непосредственной самоданности “вещей”, свидетельствует об истине и является законным источником познания. Таким образом, феноменология, по замыслу своего создателя, претендует на статус универсально и аподиктически обосновывающей науки, науки о “первоистоках” знания, выступающей в роли наукоучения по отношению ко всем частным наукам. Разработанная Гуссерлем феноменология – это феноменология сознания. По Гуссерлю, именно опыт сознания является тем первичным опытом, в котором нам даны “сами вещи”, опытом, всегда уже опосредствующим любой “объективный” опыт. Возвращаясь к непосредственному опыту, феноменология рассматривает мир в его данности сознанию, т.е. в качестве феномена. Сказанное отнюдь не означает, что феноменология отвергает внешний мир или каким-либо образом сомневается в его существовании,– феноменология вообще ничего не утверждает о реальном бытии и в этом состоит ее принципиальная позиция: исследование феноменов в феноменологической установке свободно от “метафизической” предпосылки полагания бытия, которая господствует в нашей естественной установке, не позволяя нам встать на путь нейтрально-теоретического анализа. Основу гуссерлевского учения о сознании составляет идея интенциональности, т.е. предметной соотнесенности сознания. Всякое сознание чего-либо предстает в феноменологии как “переживание”, интенциональное по своей структуре. В свою очередь познание понимается как интенциональная деятельность сознания по установлению смысла – конституирование. Следующий этап гуссерлевского учения о сознании связан с переходом на трансцендентальные позиции, закрепленные в первой книге “Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии” (1913). Здесь ставится задача исследовать структуры “чистого сознания”, т.е. сознания, свободного от всякого фактического содержания. Раскрытие сферы чистого сознания осуществляется путем выполнения трансцендентальной редукции. В трансцендентальной феноменологии учение об интенциональности конкретизируется по двум направлениям: ноэтическому (см. ноэсис) и ноэматическому (см. ноэма). Феноменология есть трансцендентальный идеализм в существенно ином смысле, нежели психологический идеализм или идеализм Канта. Исследуя смыслообразующую деятельность сознания и двигаясь по пути методического субъективизма, феноменология осуществляет действительную работу самоистолкования. Только на этом пути, полагает Гуссерль, возможно уяснение смысла интерсубъективности. В тот же период происходит оформление всех важнейших принципов феноменологического метода, составляющего существо феноменологической философии. От понимания феноменологического метода, важнейшими конституэнтами которого являются феноменологическая редукция и идеация, “зависит понимание всей феноменологии”, поскольку исследуемое здесь сознание есть продукт самоосмысления. Таким образом, для феноменологии оказывается характерным единство методологии и онтологии. Поздний период феноменологии Гуссерля отмечен обращением к новым темам исследования: истории, ее телеологии, жизненному миру,– которые особенно ярко представлены в неоконченном произведении “Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология”. Забвение в объективирущем научном предприятии темы жизненного мира, являющегося смысловым фундаментом нашего бытия, мыслитель расценивает как кризис культуры и философии. Феноменологическое движение с самого начала не отличалось однородностью и единством в понимании возможных путей развития феноменологии. М. Хайдеггер, наиболее способный из учеников Гуссерля, отходит от феноменологии сознания и разрабатывает в “Бытии и времени” фундаментальную онтологию как феноменологию человеческого присутствия (Dasein). Хайдеггер и независимо от него Г.Г. Шпет создают варианты герменевтической феноменологии. М. Шелер избирает в качестве тем феноменологических исследований антропологию, этику и религию, Р. Ингарден – эстетику. А. Шюц разрабатывает феноменологическую социологию. В области феноменологической психологии большое значение имеют работы Ж.-П. Сартра и М. Мерло-Понти. Феноменология оказала значительное влияние на такие современные философские течения, как экзистенциализм, герменевтика, персонализм и структурализм. Литература: Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 4. Феноменология духа. М., 1959. Husserl E. Husserliana: Gesammelte Werke. Bde I – XXX. Den Haag, 1950 – 1995. Spiegelberg H. The Phenomenological Movement. Vol. 1-2. The Hague, 1969. Encyclopedia of Phaenomenology. Dordrecht, 1997. Гуссерль Э. Философия как строгая наука (сб.). Новочеркасск, 1994. Гуссерль Э. Собр. Соч. Т. 1. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994. Гуссерль Э. Феноменология//Логос, № 1, М., 1991 (Феноменологическим исследованиям посвящена большая часть публикаций журнала “Логос”). Гуссерль Э. Идея феноменологии. Пять лекций// Ступени, СПб., 1991, № 3; 1992, № 2(5). Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Том I. Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск, 1996. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998. Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. М., 1999. Философия Э. Гуссерля и ее критика (реф. сб.). М., 1983. Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки. Критический анализ. М., 1985. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988 (см. так же др. его работы). Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1968 (см. так же др. ее работы). Антология феноменологической философии в России. Т. 1-2. М., 1997, 2000. Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига, 1981. Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988. Проблемы сознания в современной буржуазной философии. Вильнюс, 1983. Шкуратов И.Н.
|
||
Полезные ссылки:
|