ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 

 

РЕДУКЦИЯ (от лат. reductio — возвращение, отодвигание назад) – один из фундаментальных принципов феноменологической теории познания и феноменологического метода, заключающийся в “нейтрализации”, или исключении из сферы теоретико-познавательного интереса, “всякой играющей определенную роль трансценденции” путем возвращения взгляда от трансцендентного к его имманентным коррелятам (см. феномен). Нередко для обозначения метода феноменологической редукции пользуются термином греческих скептиков “эпохе” или прибегают к выражениям типа: “нейтрализация”, “заключение в скобки (кавычки)” и т. п.

Метод редукции имеет своей ближайшей целью переход от “трансцендентно-объективирующих” полаганий, господствующих в обыденном и естественно-научном опыте (см. естественная установка), к первичному, сущностно фундирующему эти полагания опыту, каковым, по Гуссерлю, является опыт сознания. Осуществление феноменологической редукции связано с отказом от привычного (“естественного”) взгляда на вещи и переходом к рефлектирующему созерцанию (см. феноменологическая установка). Таким образом редукция исключает из сферы феноменологических исследований все те взгляды, мнения, положения и принципы, которые не могут быть реализованы целиком и полностью в опыте сознания и которые имеют здесь лишь статус неверифицируемых с очевидностью, “метафизических” предпосылок (речь идет прежде всего о презумпции бытия внешнего мира и обо всех обыденных и научных представлениях об этом бытии). В качестве метода трансцендентального исследования редукция позволяет перейти от многообразия фактического познания к его необходимым априорным (“сущностным”) структурам, выявить условия возможности самого познания.

Феноменологическое учение о редукции может быть представлено в виде определенной последовательности этапов, или особых редукций, различающихся по своему объему и достигаемым результатам.

Феноменолого-психологическая редукция “нейтрализует” “генеральный тезис” естественной установки, т. е. неизменное полагание бытия внешнего по отношению к переживаниям сознания мира событий и вещей, подрывая тем самым привычную склонность рассматривать вещи “объективно”, вне зависимости от сознания. С этой целью любые высказывания о существовании трансцендентного сознанию мира и о приоритете бытийных значимостей “выводятся из игры”. Вводится также запрет на использование всех положений наук, относящихся к естествознанию. При этом феноменологическая редукция не означает ни софистического отрицания внешнего мира, ни скептического сомнения в его существовании. Мир не “уничтожается” для меня в эпохе, он лишь осмысливается. Выполнив данную редукцию, мы, во-первых, обретаем подлинно теоретическую “позицию” исследователя, свободного от необходимости предпосылать своему исследованию некоторое наивно принятое толкование смысла бытия, а во-вторых, впервые раскрываем “жизнь” субъективности, ту сферу деятельности сознания, “сквозь” которую мы все это время смотрели на вещи, оставляя между тем саму ее постоянно “просмотренной”. Вместо вещей, ценностей, целей и т.п. мы рассматриваем тот субъективный опыт, в котором они “являются”, мы исследуем то, как они “являются”, будучи уже не реальными предметами, но “единицами смысла”. Все мирское предстает теперь как коррелят сознания, как феномен в едином потоке сплетающихся феноменов, важнейшей характеристикой которых выступает интенциональность.

В рамках раскрытой сферы индивидуальной душевной жизни может быть проведена эйдетическая редукция, выделяющая сущностные формы психического бытия. В произвольных вариациях фактических данностей сознания мы усматриваем всеобщие виды (“эйдосы”) переживаний и предметностей, коррелятивные тому или иному региону сущего. Каждому региону соответствует “эйдетическая наука”, или онтология, исследующая выявленные эйдетической редукцией сущностные структуры региона. (См. также идеация.)

Трансцендентальная редукция может надстраиваться над психологической и эйдетической редукциями как этап более глубокого “очищения” сферы имманентного опыта. Если феноменолого-психологическая редукция направлена на вскрытие потока наших психических переживаний, а эйдетическая – на усмотрение чистых видов переживаний и предметностей, то трансцендентальная редукция нацеливается на описание самой структуры сознания как переживания. Трансцендентальная редукция предполагает “заключение в скобки” не только того, что подверглось психологической и эйдетической редукции, но и всего душевного и эйдетического. Содержания феноменов моей фактической душевной жизни перестают быть предметом интереса. Более того, меня теперь не интересует и свое собственное существование в качестве психофизического субъекта. Трансцендентальное эпохе распространяется не только на реальный мир, но и на все возможные “идеальные миры”. Редукция эйдетического предполагает “выключение” всех наук о природе и о духе, в том числе и “чистых” наук. Помимо этого подлежат эпохе “ценности любого вида, реалии такого рода, как государство, нравственность, право, религия”. Выполняя трансцендентальную редукцию, мы обращаем взгляд от содержания феноменов к их всеобщим структурам, т.е. ноэтико-ноэматическим корреляциям (см. ноэсис, ноэма), открывая сферу “чистого сознания”, сознания как “чистой возможности” любого фактуального сознания вообще. Так проявляется универсальная область сознания, конституирующая мир и душевную жизнь — трансцендентальная субъективность.

Большинство последователей Гуссерля не поддержало идею трансцендентальной редукции, расценив ее как уклонение от фундаментального принципа феноменологии обращаться только “к самим вещам”.

Ранний Хайдеггер использует понятие феноменологической редукции для обозначения метода тематизации бытия путем возвращения феноменологического взгляда от схватывания сущего к пониманию бытия этого сущего.

Литература: Гуссерль Э. Идея феноменологии. Пять лекций // Ступени. СПб, 1991, № 3; СПб, 1992, № 2 (5); Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Том I. Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999; Гуссерль Э. Феноменология (Статья в Британской энциклопедии) // Логос, № 1, М., 1991; Husserl E. Erste Philosophie. Zweite Teil: Theorie der phänomenologischen Reduktion. (Husserliana, 8). Den Haag, 1959.

Шкуратов И.Н.

 

 
 

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 



Copyright © 2001 Иван Шкуратов
Последние изменения внесены 11 февраля 2002 г.

Полезные ссылки:

Hosted by uCoz