ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 

 

ФЕНОМЕН (греч. φαινόμενον – являющееся). В философском употреблении данного термина можно выделить две противоположные тенденции. Согласно традиции, восходящей к древнегреческой философии и, прежде всего, к платоновскому учению о феноменальном и истинном бытии, под феноменом понимают данное в чувственном опыте явление вещи (положения вещей), которое подразумевает стоящую за ним сущность, недоступную чувствам и раскрываемую только в ходе некоторого особого познания или же и вовсе непознаваемую. Феномен в этом смысле обозначает явление принципиально относительное, изменчивое, порой даже субъективно-релятивное (напр., у греческих скептиков), способное лишь в той или иной степени отобразить истинное бытие. Так, в философии Платона феномен представляет собой явление чувственного мира, уподобляющееся и телеологически направленное к своей умопостигаемой причине – “идее”. Неоплатонизм и средневековая философия в целом наследуют эту традицию различения явления и его скрытой причины. В Новое время (у Локка, Беркли и Юма) появляется психологическое понятие феномена (явления). Феномен начинает мыслиться как данность сознанию во внешнем или внутреннем опыте ощущения, “идеи”, перцепции. Особое влияние на дальнейшее развитие философии оказала кантовская концепция феномена. По Канту феномен – это предмет возможного опыта и эмпирического познания, явление вещи в доступных нам формах чувственного созерцания (пространство и время). Феномену противопоставляется непознаваемый трансцендентный ноумен, т.е. “вещь сама по себе”. Тенденция рассматривать феномен (явление) в качестве противостоящего сущности и скрывающего ее достигает своего апогея в философствовании Шопенгауэра и особенно Ницше, у которого феномен отождествляется с видимостью, фикцией.

В феноменологической философии мы обнаруживаем диаметрально противоположную тенденцию в понимании феномена. Возможность перехода к новому понятию феномена заложена уже в учении Ф. Брентано о физических и психических феноменах. Брентано проводит фундаментальное различение между данностями внешнего опыта (физическими феноменами) и непосредственно очевидными психическими феноменами на основе сущностной характеристики последних, заключающейся в том, что каждый из них “интенционально содержит в себе какой-либо предмет”. Описание феноменов на основе интенциональности позволяет увидеть в них единство явления и сущности, увидеть “саму вещь”. Таким образом, в феноменологической философии феномен – это непосредственно самообнаруживающаяся данность первичного опыта, или, как определяет М. Хайдеггер, “само-по-себе-себя-показывающее”. Феномен в этом смысле есть не видимость вещи, но ее самоданность, он не предполагает позади себя существование “вещи самой по себе”. Феноменологически вещи суть то, что они суть как вещи опыта. В феноменологии Э. Гуссерля феномен разумеется как непосредственная данность сознания, обнаруживающая себя путем “искажения” естественной установки в феноменологической рефлексии (см. феноменологическая установка), когда мы обращаем внимание от вещи на свое сознание вещи. Всякий такой феномен есть интенциональное переживание, “сознание о …”. Феномен не представляет собой некой “субстанции”, наделенной реальными частями или свойствами, он лишь целостно схваченная “единица” “гераклитова потока” переживания сознания. Каждый феномен может быть проанализирован с двух необходимо принадлежащих ему сторон: реальной, составляемой актами сознания (см. ноэсис) и интенциональной, заключающей в себе предметный смысл (см. ноэма; феноменологическая теория значения). “Чистый феномен” – это структура смысла, освобожденная путем редукции от всякого фактуального (эмпирического, психологического) содержания. Поскольку феномены постигаются в феноменологии как данные абсолютно, их исследование носит чисто дескриптивный характер (см. феноменологический метод).

Литература: Платон Соч. в 4 т. М., 1993; Кант И. Собр. соч. в 8 т. Т. 3: Критика чистого разума. М., 1994; Брентано Ф. Избранные работы. М., 1996; Husserl E. Logische Untersuchungen. Bd. 2. (Husserliana, 19–20). Den Haag, 1984; Гуссерль Э. Идея феноменологии. Пять лекций// Ступени, Спб., 1991, № 3; 1992, № 2 (5); Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Шкуратов И. Н.

 

 
 

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 



Copyright © 2001 Иван Шкуратов
Последние изменения внесены 11 февраля 2002 г.

Полезные ссылки:

Hosted by uCoz