ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЗНАЧЕНИЯ, разработанная Э. Гуссерлем в “Логических исследованиях”, исходит из фундаментального различения реального и идеального аспектов сознания, т.е. психических переживаний (актов сознания) в процессе мышления и того содержания, которое ими полагается, ибо “никакая мыслимая градация не может составлять переход между идеальным и реальным”. Это различение в первую очередь касается понятий выражения и значения. Выражение помимо того, что имеет свою физическую сторону (напр., звуки, буквы), заключается в экспрессиональных актах сознания. Однако, когда мы осуществляем акты выражения (так сказать, “живем в них”), воспринимаем речь (пусть даже свою внутреннюю) или напечатанный текст, то для нас оказываются актуальными не психофизические аспекты выражения, а подразумеваемое здесь значение. Вместе с тем, выражение не только нечто означает, но и говорит о чем-то, т.е. имеет отношение к предметному. Необходимо различать значение и предмет выражения. Выражения могут означать различное, но вести речь об одном и том же предмете и, наоборот, говоря о разных предметах, иметь одно значение. Любое выражение имеет значение в феноменологическом смысле, вне зависимости от того, существует ли предмет выражения или он фиктивен (“кентавр”), или вообще невозможен (“круглый квадрат”). Дело в том, что значение, согласно феноменологии, не есть психический образ, и переживание значения вовсе не обязательно сопровождается наглядными созерцаниями. Феноменология утверждает, что значение выражения, напр., “объективного” выражения “2х2”, не зависит от того, кто, когда и как его выражает и мыслится ли оно вообще кем-то. Колебания значения в так называемых “окказиональных” (т.е. субъективных, обстоятельственных) выражениях есть лишь колебания актов значения. Таким образом, значение представляет собой идеальное тождественное в себе единство, противостоящее многообразию актов выражения, в которых оно конституируется. Сущность связи значения и выражения является ключевым вопросом феноменологической теории значения. Значение не запрятано между строчек текста или в звуках речи, оно также не является и реальной компонентой тех психических переживаний, которые его конституируют. Между выражением и значением существует не реальная, но интенциональная связь. Акты сознания, придающие выражению значение, относятся к существенной стороне выражения и носят название интенций значения. Эти интенции могут сопровождаться дополнительными актами, осуществляющими полноту (интенции) значения посредством созерцательных подтверждений, усилений или иллюстраций; при этом актуализируется предметное отношение выражения. Интенции значения, не сопровождающиеся актами “осуществления значения” называются “пустыми” интенциями. Значения, в феноменологической трактовке, образуют класс идеальных “общих предметов”, имеющих значительное сходство с платоновскими идеями. Вместе с тем, феноменология отвергает метафизическое (так же, как и психологическое) гипостазирование всеобщего. Общее не существует ни во внешней, ни в психической реальности, равно как и ни в каком ином “топосе”, оно в радикальном смысле ирреально. Значение присуще конкретному выражению только в том смысле, что последнее его “имеет в виду”. Идеальное единство значения может быть схвачено лишь в рефлективном акте мышления, направленном на усмотрение всеобщего (см. идеация). В феноменологии Гуссерля термины “значение” и “смысл” равнозначны. Г.Г. Шпет предложил “сохранить за термином “значение”... указание на “содержание” “выражения”, тогда как термин “смысл” употреблять для обозначения предмета в его определительной квалификации, как содержания”. Кроме того для обозначения внутреннего смысла самого предмета Шпет вводит термин “энтелехия”. (См. так же Ноэма.) Литература: Husserl E. Logische Untersuchungen. (Husserliana, 18–20). Den Haag, 1975 (Bd. 1), 1984 (Bd. 2); Husserl E. Vorlesungen über Bedeutungslehre. (Husserliana, 26). Den Haag, 1987; Гуссерль Э. Логические исследования. Том I. СПб., 1909; Том II, Введение // Логос, № 9, М., 1997; Исследование I. Выражение и значение // Логос, № 10, М., 1997; Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск, 1996; Молчанов В.И. Одиночество сознания и коммуникативность знака // Логос, № 9, М., 1997; Мотрошилова Н.В. Анализ “предметностей” сознания в феноменологии Э. Гуссерля // Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. Mohanty J. N. Edmund Husserl’s Theory of Meaning. The Hague, 1962; Шкуратов И.Н.
|
||
Полезные ссылки:
|