ИДЕАЦИЯ – термин феноменологии Э. Гуссерля, обозначающий направленность сознания непосредственно на “всеобщее” (“сущность”, “эйдос”, “априори”), а также метод созерцания всеобщего. Идеация, наряду с редукцией составляет основу феноменологического метода. В произведениях Гуссерля встречаются также выражения “идеирующая (генерализирующая) абстракция”, “категориальное созерцание”, “созерцание сущности”, “эйдетическая интуиция”, которые близки по смыслу понятию “идеация”. Интуитивное познание в феноменологии строится исключительно рационально и “не содержит мистических тайн”. Эйдетическая интуиция доступна всем, и мы всегда уже ею пользуемся, когда, например, выделяем тон “С” в тональном ряду или число “2” в ряду чисел, наконец, когда, имея перед глазами лишь отдельные стороны предмета, доступные взгляду с занимаемой нами точки зрения, мы видим предмет целиком как “дом”, “стол” и т.д. Тем не менее в обыденном опыте подобные интуиции не достигают рефлективного прояснения. Согласно феноменологическому учению, интуиция – это не мышление, а созерцание, созерцание всеобщего “Что” предмета (см. феноменологическая теория значения; ноэма). Акты познания всеобщего принципиально отличны от актов сознания, направленных на индивидуальное, хотя они в обоих случаях могут опираться на одно и то же чувственное содержание, и созерцание сущности может надстраиваться над индивидуальным чувственным созерцанием. Однако если в одном случае мы имеем в виду индивидуальное (например, зеленый цвет этого дерева), то в другом – не конкретно данный в чувственном созерцании предмет (свойство), но его “идею” (само Зеленое как таковое). Методически идеация осуществляется путем свободной вариации в фантазии модусов данности единичного “примера” и образования принципиально открытого горизонта произвольных вариантов начального образца. При этом в постоянном перекрывающем совпадении вариантов проступает общая им всем сущностная форма как необходимо сохраняющийся во всех вариациях инвариант. В процессе идеации велика роль фантазии (царства “чистых возможностей”), предоставляющей среду для отделения чистой сущности (эйдоса) от всего фактического. Чистая сущность – это предмет особого рода, не имеющий существования в какой-либо реальности. Необходимо отличать эйдос от логического понятия, абстракции (в смысле выделения части содержания) или эмпирического обобщения. Индивидуальные предметы и созерцания используются в идеации лишь как “образцы”, на основе которых (но не “в них” или “из них”) могут быть выявлены их “пра-образцы” – априорные сущности. Идеация и эйдетическая редукция являются основными методами “эйдетических наук”, т. е. наук об эйдосах и априорных структурах различных регионов сущего. Литература: Husserl E. Logische Untersuchungen. Zweiter Teil: Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis (Husserliana, 19–20). Den Haag, 1984; Husserl E. Phänomenologische Psychologie. (Husserliana, 9). Den Haag, 1968; Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Том I. Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999; Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск, 1996; Левинас Э. Философская интуиция// Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции ХХ века. Томск, 1998; Бочоришвили А.Т. Проблема интуиции в феноменологии Э. Гуссерля // “Вопросы философии”, М., 1971, №5. Шкуратов И.Н.
|
||
Полезные ссылки:
|