ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 

 

НОЭМА (греч. νόημα – мысль) – термин, в феноменологии Э. Гуссерля обозначающий идеальную компоненту интенционального переживания (см. интенциональность), а именно, переживаемое как конституируемый сознанием “интенциональный объект”. В качестве равнозначного употребляется также латинский термин “cogitatum”.

Понятие ноэмы было разработано Гуссерлем в первой книге “Идей” в рамках проекта “трансцендентальной феноменологии”. Это понятие в определенном смысле наследует ранее использовавшемуся Гуссерлем понятию значения (см. феноменологическая теория значения), развивая и распространяя его на область всех переживаний сознания. Исследование ноэматических структур как таковых предполагает переход к феноменологической установке и осуществление трансцендентальной редукции.

Ноэма всегда полагается только как ноэма некоторой ноэсы (см. ноэсис) в сущностном единстве интенционального переживания, причем каждому конкретному переживанию принадлежит конкретная ноэма. Однако в отличие от ноэсы ноэма не является реальной составной частью переживания сознания, ее связь с ноэсой лишь интенциональна.

Необходимо строго отличать интенциональный и действительный объекты. Интенциональный объект – это прежде всего тот предметный смысл, или “содержание”, которое осознается в переживании и посредством которого ноэма относится к объекту переживания. Один и тот же объект переживания может различным образом “проявляться” (“нюансироваться”, “оттеняться”) по мере своего сознания, поэтому одному объекту может соответствовать несколько ноэм, в то же время, одной ноэме всегда соответствует только один объект.

Полная ноэма – достаточно многослойное образование, включающее целый комплекс ноэматических моментов. Предметный смысл (“что” ноэмы) является необходимым ядром всякой ноэмы, в нем сущностно фундированы все др. ее моменты. Основой или центральным пунктом смыслового ядра выступает чистый носитель (“субъект”) возможных предикатов, чистое предметное Х (“нечто”) в абстракции от всех своих содержательных определений. Вокруг этого центра объединяется предикативное содержание предмета, актуально данное и горизонтно подразумеваемое в нем. В потоке переживаний и их модификаций смысловое содержание может изменяться, однако сам предмет как нечто, подлежащее осмыслению, неизменно сохраняет свою самотождественность. Предмет в единстве своих определений образует “абстрактную форму” ноэматического ядра, которому придает конкретность момент квалификации переживаемого предмета со стороны способов данности (напр., по степени ясности). Помимо предметного смысла, к составу полной ноэмы принадлежит “тетическая характеристика”, т.е. характер полагания бытия предмета (напр., в качестве достоверного, сомнительного, вероятного, нравящегося, желательного и т.д.). Единство характера полагания бытия и смыслового ядра ноэмы заключается в “предложении”, которое может быть логически выражено.

Г.Г. Шпет усматривает в качестве центрального момента в структуре ноэмы “внутренний смысл”, “энтелехию” самого предмета, содержащую его телеологическое определение.

Литература: Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Том I. Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999; Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск, 1996 (см. здесь же Послесловие Е.В. Борисова); Фоллесдаль Д. Понятие ноэмы в феноменологии Гуссерля // Методологические анализ оснований математики. М., 1988.

Шкуратов И.Н.

 

 
 

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 



Copyright © 2001 Иван Шкуратов
Последние изменения внесены 11 февраля 2002 г.

Полезные ссылки:

Hosted by uCoz