ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ  ИССЛЕДОВАНИЯ

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 

 

КОНСТИТУИРОВАНИЕ (от лат. constituere – устанавливать, формировать), в феноменологии Э. Гуссерля – интенциональная деятельность сознания (см. интенциональность) по формированию своих предметностей в качестве структур смысла. В процессе конституирования воплощается творческая продуктивность сознания, осмысливающего предметы своего опыта в соответствии с присущими им способами данности в этом опыте. Гуссерль выделяет три уровня конституирования. Исходным уровнем является пассивный синтез имманентного времени (см. структура времени феноменологическая), лежащий в основе всех прочих синтезов сознания. Следующий уровень – конституирование индивидуального целостного субъекта с окружающим его миром. Над этим уровнем надстраивается конституирование интерсубъективности, то есть сообщества трансцендентальных субъектов в общезначимом мире.

Основной задачей “исследований по конституции”, согласно Гуссерлю, является раскрытие и систематическое истолкование особенностей способов конституирования и конституируемых предметностей (см. ноэсис; ноэма) в их корреляции. Существует два типа конститутивных исследований: статический и генетический. Генетическая феноменология изучает развертывающийся в имманентном времени процесс смыслоформирования (трансцендентальный генезис) конкретного Ego (“монады”, см. феноменологическое Ego). Статическая феноменология предшествует генетической и рассматривает априорные “структурные правила” интенциональных синтезов сознания, лежащие в основе конституирования различных видов предметностей (материальная вещь, тело, душа, дух).

В постгуссерлевских исследованиях понятию конституирования часто придается более широкий смысл: под конституированием разумеют процесс смыслообразования и смыслообразующую деятельность вообще.

Литература: Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Том I: Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999; Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologische Philosophie. Zweites Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution (Husserliana, 4). Den Haag, 1952; Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998; Husserl E. Analysen zur passiven Synthesis. Aus Vorlesungs- und Forschungsmanuskripten, 1918-1926.(Husserliana, 11). Den Haag, 1966; Молчанов В. И. Онтология и обоснование феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера// Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.

Шкуратов И. Н.

 

 
 

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 



Copyright © 2001 Иван Шкуратов
Последние изменения внесены 11 февраля 2002 г.

Полезные ссылки:

Hosted by uCoz