ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ  EGO (Я)

В широком смысле термин “Ego” означает в феноменологии субъективность в единстве всех многообразий ее актуальной и потенциальной “жизни”. Э. Гуссерль употребляет этот термин в данном смысле прежде всего для обозначения трансцендентальной субъективности, т.е. “чистой” сферы сознания, раскрываемой посредством трансцендентальной редукции. Феноменологическое Ego следует отличать от эмпирического “Я” человеческой личности; последнее всегда уже предполагает Я феноменологическое, которое, однако, в естественной установке остается скрытым. Для обозначения Ego, взятого в полной конкретности, Гуссерль использует лейбницевский термин “монада”, акцентируя в нем самостоятельность и целостность феноменологического Я. Формирование (конституирование) конкретного Ego, совершаемое как путем актуального выполнения интенциональных актов – “активных синтезов”, так и всегда уже им предданными “пассивными синтезами” по принципу ассоциации, имеет свою “историю”, которую Гуссерль называет эгологическим (или трансцендентальным) генезисом. Универсальной формой эгологического генезиса выступает имманентное время (см. структура времени феноменологическая). Феноменология как наука о конкретном Ego, конституирующим себя и весь сущий-для-него мир, превращается в универсальное самоосмысление, в эгологию. Исследования индивидуального Ego в феноменологии тесно связаны с проблематикой интерсубъективности.

В узком смысле под “Ego” (“чистое Я”) в феноменологии понимают идентичный полюс всех переживаний сознания (“Я-полюс” (нем. Ichpol) в противоположность предметному “полюсу мира”), который выступает единым объединяющим центром “жизни” сознания и источником его интенциональной активности. В первой редакции “Логических исследований” Гуссерль отверг “чистое Я” как феноменологически не данное, но позже “научился его находить” в качестве необходимого момента структуры интенциональности: ego – cogito – cogitatum (см. ноэсис; ноэма). В отличие от других моментов этой структуры “чистое Я” проявляется лишь “анонимно”, не объективируясь в своей сущности и оставаясь, так сказать, первичной трансценденцией имманентной сферы. Тем не менее, “чистое Ego”, по Гуссерлю, непрерывно конституирует себя в себе самом и есть для себя сущее в непрерывной очевидности. “Чистое Я” – это не только пустой полюс интенций, но и носитель тех или иных личностных качеств (“субстрат хабитуальностей”). В процессе трансцендентального генезиса Ego “обрастает” определенностями, становясь так-то решившим Ego, в том-то убежденном Ego и т.д. и приобретая тем самым свой неповторимый личностный характер. Следует отметить, что некоторые феноменологи (А. Гурвич, Ж. П. Сартр) придерживались позиций, близких раннему Гуссерлю и отвергали концепцию “чистого Я”.

Литература: Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Bücher: 1–2. (Husserliana, 3–4). Den Haag. 1950, 1952; Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Том I. Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999; Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998; Гуссерль Э. Амстердамские доклады // Логос, № 3, М., 1992; Шпет Г.Г. Сознание и его собственник // Шпет Г.Г. Философские этюды. М., 1994; Marbach E. Das Problem des Ich in der Phänomenologie Husserls. Den Haag, 1974; Gurwitch A. Studies in Phenomenology and Psychology. Evanston, 1966; Sartre J.P. La transcendence de l'ego. Paris, 1966.

Шкуратов И.Н.

 

 
 

Предыдущая статья по спискуСледующая статья по спискуВернуться к списку статей >>>

 



Copyright © 2001 Иван Шкуратов
Последние изменения внесены 11 февраля 2002 г.

Полезные ссылки:

Hosted by uCoz