ОБЗОР ПЕРВЫЙ:
феноменологическая
литература 2000-2001 гг.
Рубрику ведет И. Шкуратов
Часть первая:
введение и обзор журналов
Часть вторая: обзор
книжных новинок
Полезное в Сети:
Если вы помните, наш
проект был задуман как Интернет-площадка,
своеобразный "плацдарм" для
оригинальных феноменологических
исследований. С момента открытия
сайт посетили более 2000 человек, тем не
менее, я вынужден констатировать,
что активность аудитории
остается невысокой. Если вы все еще
ждете от меня и моих друзей свежих
идей, то вы их, безусловно, дождетесь.
Хотя я, откровенно говоря, надеялся,
что вам тоже есть что сказать... LebensWelt неслучайно позиционируется
как пространство для оригинальных
феноменологических исследований.
Дело в том, что после Гуссерля,
Хайдеггера, Сартра, Мерло-Понти и
еще нескольких самобытных
мыслителей феноменология по сути выродилась в схоластику.
Причем, как у нас в стране, так и за
рубежом. Вдумайтесь в
словосочетание "феноменологическая
схоластика". На мой взгляд, оно
просто чудовищно. Нет, я не против историко-философских
штудий, прекрасно понимаю
необходимость и известную
сложность приобщения к
феноменологической Традиции и
проч. Но, с другой стороны, все эти
расчленяющие "обсасывания"
подвижного языка Гуссерля, из года в год
льющиеся со страниц философских
журналов,
неувядающие попытки "разгадать"
Хайдеггера… Словесная
эквилибристика и властное
жонглирование Hua, Bd, S. - это и есть те “Sachen selbst”, к
которым нас
призывали вернуться отцы-основатели?!
Большего кощунства над идеей
феноменологии мне трудно
представить. Помнится, на каком-то
из международных слетов
феноменологов
председательствующий, устав
выслушивать толкования
гуссерлевских положений, возопил:
почему собравшиеся столь много
спорят о Гуссерле и начисто
забывают о самих вещах? Все
вышесказанное напрямую относится к
текущей ситуации в российской
феноменологической литературе.
Здесь, как и десятилетие назад,
властвует нехитрое школярство,
которое уместно разве что в
вузовских работах. Для того чтобы быть
феноменологом в современной России,
достаточно знать немецкий язык и
иметь доступ к соответствующей
литературе. Именно такая мысль застревает
в голове, когда перечитываешь
очередную статью, посвященную феноменологии.
Справедливости
ради нужно отметить, что в последнее
время у нас все же появилось
несколько качественных историко-феноменологических
работ (например, исследования Е.
Борисова). Есть даже одна
оригинальная феноменологическая
идея - концепция "различия"
проф. Молчанова. О ней мы как-нибудь
еще поговорим, а пока вернемся к
литературе последних двух лет.
Начнем
с журнальных статей. Московский
журнал "Логос", бывший в начале
1990-х гг. de facto оплотом
феноменологической философии,
сегодня заметно "распылился" и
даже "раздвоился". Предполагаю,
что оное "распыление" было
вызвано экономико-политической
конъюнктурой, желанием привлечь к
себе более широкую (и, кстати, "бесхозную")
аудиторию. Весьма закономерный
процесс. Однако сопутствовавшее ему
"раздвоение" журнала (анамнез
маловразумителен) приведет,
скорее, к противоположному эффекту. В итоге, из всех выпусков за
2000-2001 гг. мое внимание привлекли
только 2 номера "Логоса" (гл.
редактор - В.В.Анашвили) со статьями
по феноменологии: № 5-6, он же №26 за 2000 и №2 (28) за 2001. В
журнале за 2000 год нас, во-первых,
заинтересует статья Анатолия
Ахутина "Dasein (материалы к
толкованию)". Не спорю,
хайдеггеровский язык сам
нарывается на мифологическое
обращение с собой. Фетишизация этого языка
порождает задачу овладения
магическим словом "Dasein" -
ключом к сакральному смыслу
философии М.Хайдеггера. (Свежайший
материал для Леви-Строса.) Суть
статьи, пространно толкующей о
судьбах "Dasein",
сводится к отысканию в нашем языке
того слова, которое играет здесь ту
же роль, что "Dasein" в немецком вообще
и в философии Хайдеггера в
частности. Таким словом оказывается
"бытиё". Ом! Высиживание
нюансов Dasein'а продолжается.
Объявлен конкурс. Быть может, кому-то
придет в голову что-нибудь
пофундаментальнее, чем "фундамент
фундаментальной онтологии". Возможно
кого-то заинтересует статья Барри
Смита "К непереводимости
немецкой философии", посвященная
проблемам перевода (тот же номер). Лично
меня немало позабавили С.Никулин и В.Куренной,
публично выпоровшие друг друга на
страницах "Логоса". "Реальная"
пресса нам так же необходима, как и
"реальное" телевидение. В
номере 2 (28) за 2001 я с воодушевлением
принялся читать статью Вадима
Руднева "Феноменология
галлюцинаций". По мере чтения воодушевление постепенно
пропадало и под конец улетучилось
безвозвратно. Для чего написана эта
статья?
Но мы хотели
лишь напомнить об этих чарующих, но,
увы, уже слегка старомодных
проблемах старого доброго ХХ века.
А
стоило ли подобное "воспоминание"
потраченных на него сил и средств?
Или уважаемый "ответственный
секретарь" попросту хотел
немного занять нас (и журнальную
площадь)? Видимо, в конец
изглоданный зовом совести, автор
заканчивает статью решительным
призывом к себе:
Назад,
назад - к вещам!
И в
этом его нельзя не поддержать!
Если
вас немного притомили "феноменологические
галлюцинации", самое время
переключится на что-нибудь "реальное".
Оставьте в покое "шестую кнопку"
и обратитесь к статье Владимира
Фурса "Парадигма критической
теории в современной философии:
Попытка экспликации", а также к
сопровождающей статью "дискуссии"
(Николай Плотников "Критическая
теория отдыхает"; Иван Лабуев "Критика
и клиника"; Роман Сундуков "Что
значит "у философии есть будущее"";
В.Фурс "Ответ на критику").
Здесь, как и в любой нормальной
клинике, кругом одни доктора, то и
дело ставящие друг другу диагнозы и
клизмы. В том же
выпуске "Логоса" заслуживает серьезного
внимания статья Ольги Шпарага из
Минска "Феноменология
опыта: опыт как "почва и горизонт"
познания". С одной стороны, многие
пассажи статьи "не первой
свежести" - они уже жеваны-пережеваны
(в том же "Логосе"). Видать,
до Минска модные идеи из Москвы
доходят с опозданием, лет, этак, на
5-10 (если не учитывать советский
период). С другой стороны, радует факт заострения внимания
на экспликации феноменологического понятия опыта,
причем на материале не только
Гуссерля, но и Мерло-Понти,
Хайдеггера, Вальденфельса и др. Вот
последний, наиболее оригинальный,
кусок работы:
Опыт - это допредикативное и дорефлексивное течение самой жизни в мире, которая всегда уже как-то ориентирована: телесно или речью, полуосознанным интересом или потребностью. И хотя это течение жизни характеризуется анонимностью, в нем можно выделить существующего, который как-то и "ориентирует" жизнь, не всегда это осознавая и не всегда самостоятельно, и который сосуществует при этом с Другими, поскольку опыт есть опыт мира, не в том смысле, что мир предшествует этому опыту, а в том, что он от опыта вообще неотделим. Существующий является составляющей опыта потому, что в отличие от знания опыт изменяет все его существование, делает его старше и моложе, мудрее и легкомысленней. Опыт является измерением самого существования, поскольку мы можем абстрагироваться от знания, которым владеем, но не можем абстрагироваться от опыта, который нами приобретен. И то же самое с миром. Мы не в состоянии выбирать мир или перекраивать его так, как нам заблагорассудится. Мы можем видоизменять его изнутри, переструктурировать его, видоизменяясь при этом сами. Возможности переструктурирования коренятся в многообразии самого опыта, однако сам опыт ограничен моим существованием - телесным и речевым, и преодоление этих границ существования будет с неизбежностью приводить к устранению, подавлению самого существования. Опыт должен эксплицироваться как пространство пересечения человеческого существования и мира, которое возможно, но не необходимо, поскольку нужно прилагать определенные усилия по его сохранению, т. е. и по сохранению самих себя. Других и "жизненного мира". Опыт оказывается, таким образом, хрупкой тканью самой жизни, нарушение которой - во имя ли автономного разума или объективного мира - чревато негативными последствиями. Опыт открывает, вернее, познание в обращении к опыту должно открывать мир и существующего в нем как многообразие, посягать на которое противоестественно для самого существования в мире, что становится, однако, очевидным лишь в результате "открытия" опыта. И открывается он тоже многообразно: теоретически и практически, этически и эстетически, перцептивно и двигательно и т. д. Такое "открытие" опыта только, пожалуй, и дает право для существования познания, потому что именно
опыт соединяет повседневное существование с теоретическим знанием, т. е. создает возможность перехода знания в мой собственный опыт, что знаменует приращение этого опыта, и становится последним критерием обоснования этого знания. Опыт является, следовательно, почвой и одновременно горизонтом познания в том смысле, что именно из опыта повседневной жизни вырастают сначала интерес к познанию и необходимость в нем, а затем и его цели и задачи, горизонтом - потому что познание и знание должны быть в конечном счете ориентированы на опыт (в смысле опытности), - и здесь речь идет о новом образе познания. Поэтому познание и должно эксплицировать рожденные опытом ориентиры и цели во избежание кризисов, которые вызывают далеко не исключительно теоретические последствия.
Познание должно понимать себя как описывающее опыт мира и существующего, которые и задают ему определенные, но никогда не абсолютные, границы, и не терять связь с этим опытом.
Еще
одна интересная вещь этого номера -
перевод работы Леопольда
Блауштайна "Имагинативные
представления. Исследования на
границе психологии и эстетики".
Это одна из немногих работ по
феноменологической психологии,
доступная на русском языке.
Тем,
кто интересуется переводческими
проблемами, стоит почитать
переписку Н.Плотникова и В.Куренного
по проблеме перевода терминологии
Дильтея. Пока "Логос"
отдаляется от феноменологии (хотя
обсуждение слов типа "Dasein" или
"die Sache selbst" может длиться вечно)
в свет выходит минский журнал "Топос",
который большую часть своих
площадей отводит
феноменологическим штудиям. Журнал
издается под эгидой Европейского
гуманитарного университета; гл.
редактор - Т.В.Щитцова. Одновременно
в столице Белоруссии одна за другой
начинают появляться книжки по
феноменологии. Таким образом, Минск
постепенно приобретает статус
одного из главных
феноменологических центров в
постсоветском пространстве. Как
говорится, свято место пусто не
бывает. Обратимся к
номеру 1(4) журнала "Топос" за 2001
год. Открывает номер переводная
статья Манфреда Франка "Самосознание
и самопознание или о некоторых
трудностях, возникающих при
редукции субъективности", в
которой автор отстаивает позицию
нередуцируемости субъективности,
споря с коммуникативной концепцией
Хабермаса. Далее следуют 5 весьма
интересных статей, посвященных
проблеме Другого в современной
философии: Т.В. Щитцова "Отношение
к Другому в "Бытии и времени"
Хайдеггера и философии события
Бахтина"; О.Н.Шпарага "Кто он,
Другой? (экскурс в феноменологию
видимого мира)"; А.А.Горных "Воображаемый
"другой" Ж.Лакана"; А.Р.Усманова
"Репрезентация как присвоение: к
проблеме существования Другого в
дискурсе" и Th.Bedorf "Das Andere als
Versprechen und Anspruch. Annäherungen an Adorno und
Levinas". К ним примыкают статьи по
проблемам перевода О.Н.Шпарага и
C.Brandist, а также работа А.Б.Демидова
""Другой" М.Тёниссена" в
рубрике "Обзоры и сообщения". В
этом номере "Топоса" мы также
встремся с упоминавшимся уже В.В.Фурсом,
его "критической теорией" и
переводами А.Хонетта и Т.Маккарти.
Любителей неожиданных ракурсов наверняка
заинтересует раздел "Исследования
визуальной культуры: марксизм и
визуальность". Одной из
особенностей журнала является
публикация текстов зарубежных
философов на языке оригинала. В
общем, "Топос" и, особенно, его
феноменологическая составляющая
неплохо смотрятся на фоне
современного "Логоса" и даже
рождают ностальгические
воспоминания по старому "Логосу".
Жаль только, что тираж минского
журнала на порядок меньше, чем у "Логоса".
|